Ситуация, когда на сигнал пейджера солдала ЦАХАЛ прилетает ракета «хезболлы» начинает понемногу проясняться.
Повстанцы Сирийской свободной армии (ССА) (речь идет о так называемой умеренной оппозиции) захватили совместный российско-сирийский центр радио- и радиотехнической разведки (так называемый Центр-С ОСНАЗ), расположенный на горе Таль Аль-Хара близ Деръа на юге Сирии, вблизи сирийско-израильской демаркационной линии. «Центр-С» использовался совместно в интересах министерств обороны России и Сирии, но, видимо, был оставлен российским личным составом еще в начале сирийской гражданской войны, длящейся с 2011 года.
По просьбе «Ежедневного журнала» ситуацию прокомментировал израильский журналист Андрей КОЖИНОВ:
Бывшие спецы из израильской военной разведки обычно достаточно слоовохотливы, особенно если речь заходит об анализе ситуации на границах страны. Но вот о конкретике говорить не любят. Уходят от нее под разными благовидными предлогами. Ролики Свободной сирийской армии о взятии базы на Таль Аль-Хара в интернете видели, технику радиоэлектронного перехвата узнают на раз-два — а вот говорить на эту тему желанием не горят… Центральная израильская пресса прошла вскользь по вопросу — завтра-послезавтра про Таль Аль-Хара и не вспомнят.
Свернуть
Меж тем база эта — вещь на самом деле занимательная до невозможности: совместный сирийско-российский центр радиоэлектронной разведки неподалеку от Деръа. Судя по роликам, выложенным боевиками оппозиции, «Центр-С» был вполне себе действенным, и покидали его явно в спешке, оставив плакаты наглядной агитации, доски памятных фотографий и даже оперативную карту «Объектов и узлов Северного военного округа Израиля» на стене, а также списки позывных оперативных групп и планы обмена информацией между сирийскими и российскими офицерами. Судя по эмблемам на стене, «Центр-С» был/является частью ОСНАЗ ГРУ ГШ МО РФ. Списать существование базы на советское наследие вряд ли удастся — на одной из эмблем российский триколор… А подпись под одной из фотографий гласит: «Визит советника МО РФ Куделиной Л.И. в Центр». Быстрый поиск во всезнающем «Гугле» Куделину Л.И. не обнаруживает — а вот Куделину Л.К., заместителя министра обороны России по финансово-экономической работе вплоть до 2009 года, видит сразу. Может, нерадивый солдат, которому поручили оформление стенда, не удосужился проверить инициалы, а может, действительно была какая-то еще Куделина…
Есть еще групповое фото визита «главы российской разведки», но лиц разобрать невозможно, и когда фото было сделано, тоже неизвестно. Кстати, неясно и когда базу покинули: в 2011-м поговаривали о том, что российских военных из Сирии выводили, но, судя по оставленному оборудованию и фотографиям, тут была не эвакуация, а бегство. По сообщениям боевиков оппозиции, за базу бои шли всю прошлую неделю и якобы сирийские войска пытались отбиваться….
Во время Второй ливанской войны израильские офицеры на границе недоумевали: как боевики «Хезболлы» так оперативно умудрялись перехватывать связь — от сообщений на пейджер до переговоров по мобильному — и накрывать ракетно-минометным огнем определенные квадраты. Со стороны Ливана эти квадраты/точки никак просматриваться не могли.
Был случай в начале августа 2006-го, когда ракетой накрыло подразделение десантников-резервистов около киббуца Кфар-Гилади. Чудом не попало в рядом стоящий грузовик с боеприпасами… Часа через полтора-два приехал туда командир штаба Северного военного округа — журналисты на него конечно набросились: комментарии, текущая оперативка, то да се… Он пообещал, и попросил не давать ничего в прямом эфире, и по мобильным в редакции не звонить, и заранее о брифинге не сообщать. Кто-то, видимо, недопонял. Накрыло нас тогда минометным огнем минут через пятнадцать. Били прицельно.
А Сирия Асада и тогда и сейчас с «Хезболлой» работала плотно — и оружие через Дамаск шло, и политическая поддержка. Месяца через два после войны кто-то из офицеров рассказал: есть такой центр радиоэлектронного перехвата в Сирии, российско-сирийско-иранский… Россиянам якобы на иранские посты доступа нет, но тем не менее… Сейчас вот умозрительный интерес возникает. Очень хочется верить, что Россия и Израиль не враги и «Центр-С» никаким образом в той истории замешан не был.
Сам факт существования базы разведки на сирийских Голанах — секрет полишинеля. Судя по всему он там был еще с середины семидесятых. Вряд ли израильская разведка, те же части РЭБ и радиоперехвата, о ней не знали. В конце концов есть в израильских ВВС эскадрилья оптико-электронного наблюдения и картографирования смежных территорий. И не заметить военные тарелки связи на вершине холма в каких-то пятнадцати километрах от границы эта эскадрилья никак не могла. Но вот та карта объектов Северного военного округа на стене «Центра-С» не дает покоя…
Такие карты составляются для подготовки оперативных планов против потенциального противника. Ну ладно слушали… Но вот давно ли Россия держит Израиль в качестве потенциального противника? У нас же вроде мир, дружба, взаимные интересы — Грузии вон Израиль по настойчивой просьбе Кремля оружие в 2008-м отказался продавать. Израиль, конечно, слушает и Ливан, и Сирию, и других арабских «партнеров»… Но ни с Сирией, ни с Ливаном Иерусалим вроде в добрых отношениях не замечен — а вот с Москвой дружит…
Сама по себе такая база не имеет смысла — она должна быть частью разведсети. Можно, конечно, считать, что в Тартусе у России есть лишь причал для обеспечения ГСМ и сидит на этом причале пара-тройка скучающих прапорщиков. Такие базы нужны для создания оперативной картины обстановки. То есть отчеты по перехватам должны были уходить в Москву, на их основе должна была рисоваться какая-то картина мира, которую, в свою очередь, ГРУ МО РФ подносит высшему руководству страны… Та же картина, которая, по идее, должна была вырисовываться и в Дамаске… Разведка в пользу себя любимого — нормально. Все это делают. Но разведка в пользу врага твоего вроде как друга — неудобно как-то получается….
АНДРЕЙ КОЖИНОВ
6 ОКТЯБРЯ 2014