Сегодня с нашим постоянным экспертом Владимиром Голышевым мы предсказуемо говорили о Путине и его пресс-конференции.
Конечно, Владимир, хочется услышать и Ваши аналитические комментарии, и Ваши впечатления. И я спрошу о них, или Вы сами расскажите, но для начала мне интересно, какой вопрос лично Вы задали бы Путину, окажись на этой пресс-конференции, и что бы он Вам на него ответил, по Вашему мнению путиноведа?
— Проблема в том, что Путин — уже не игрок, а жертва обстоятельств. Что может сказать Вини-Пух, застрявший в дверном проеме? «Ой-ой-ой-ой! Вытащите меня отсюда!» Но Пяточка-то нет. Есть только Кролик, подозрительно напоминающий Арсения Яценюка: «Это потому, что кто-то слишком много ест!» А как было удержатся, когда всё такое вкусное! Крым, например. А теперь, когда от съеденного расперло пузо, ни туда, ни сюда. Голова на ветру, попа — в тепле… Самое интересное в путинском потоке сознания — невольные проговорки. Вот он сравнивает военные бюджеты РФ и США. По его подсчетам, это 1/10. Ну и какая, скажите, может быть эскалация? А что тогда? Капитуляция? Сдача «Новороссии», эвакуация из Крыма? А дальше? А дальше Кролик выставит счет за ущерб, нанесенный Украине в ходе «Русской весны». А потом — жесткая скамейка в Гааге… Нет, не вариант. «Ой-ой-ой-ой!» — вот и все, что может ответить Путин. Тогда зачем его спрашивать?
Тогда зачем была эта пресс-конференция?
— Так это же плановое мероприятие. Событием была бы его отмена. Потому и не отменили.
На таких плановых предновогодних мероприятиях обычно подводятся итоги года. Но что-то я так и не поняла, что он подвел. Может быть, Вы поняли?
— Если слить из его трехчасового трепа всю воду, останется только: «Ой-ой-ой-ой!»
Ну, что-то интересное же было? Владимир, ну не может быть, что бы Вы не нашли что-то важное в его ответах, какие-то скрепы на будущее или вехи? Как нам относиться к произошедшим событиям этого года и чего ждать от следующего?
— Путин не сказал в общем-то ничего. Но отсутствие результата — тоже результат. Теперь мы точно знаем, что у Путина нет никакого плана. Нет даже намека на план. Вернее, план у него есть, но он касается только Сечина и самого Путина. Они и дальше будут спасать свои деньги, не считаясь ни с чем… Есть один эпизод из путинского прошлого, который многое объясняет. Когда Путин бездарно провалил переизбрание своего шефа Собчака, он с мужиками парился в бане. Там они выпили. В итоге сгорел дом. А в нем дипломат со всеми путинскими сбережениями. Он потом вспоминал о том, что сам чудом спасся — голый вылез из окна и спустился по привязанной к перилам балкона простыне… Думаю, сейчас у Путина должно быть дежа вю. Дом горит, а в нем дипломат с баблом! В тот раз облажался, в этот раз надо не опростоволоситься. Сейчас все его мысли заняты только этим. Медведев и Набиуллина — ключевые фигуры в операции по спасению капиталов, нажитых рабским трудом на галерах. Потому они ни в чем и не виноваты. Наоборот, молодцы! Им за их труды полагаются комиссионные… Спасение бабла из пылающего дома — это рефлекс. Тут головной мозг не нужен — достаточно спинного. Путин не знает, что будет делать дальше. Он просто не успел об этом подумать. Пожар же! Некогда думать. Надо спасать… Что же касается дома, то его судьба Путина не волнует. Если «графа Монте-Кристо из меня не получилось», то гори оно всё синим пламенем! Он же не собирается бороться с огнем, а потом обживать пепелище. Это грязная работа, рискованная, неблагодарная. Оно ему надо? Бабло б спасти, а там трава не расти!.. Я услышал именно это.
А как вообще показалось Вам? Все было как обычно? Аудитория — такая же? Или иная, чем год назад? Хочу спросить про хваленые 84% — они заметны были сегодня?
— 84% никогда особенно не интересовались путинскими словами. Они всегда лучше понимали язык цифр. Сейчас цифры весело подмигивают им с табло обменников. И ценники не дают заскучать. 84% давно поняли своими поротыми задницами, что хорошие времена закончились, начались — обычные. Это все, что им нужно знать. Остальное — в пользу бедных. Путину они тоже смертельно надоели. Возьмите любой вопрос, который реально волнует людей: секвестр здравоохранения или ипотека при 17-процентной ставке рефинансирования. Как отвечает Путин? В народе это называется «на отъ*бись». Путин просто производит какой-то шум, который со стороны может показаться ответом, и замолкает при первой же возможности. Песков, не мудрствуя лукаво, начал с кремлевского пула. Если бы не законы жанра, он бы кремлевским пулом и закончил.
Давайте все же по пунктам попробуем разобрать самое важное, что нас волнует. Например, проект «Новороссия» жив?
— Больной в коме. Он обязательно умрет. Но Путину бы не хотелось, чтобы это произошло вот прямо сейчас. Хотелось бы, чтобы он подольше помучился. Сейчас российская военная и техническая помощь — это капельница коматозника. От Путина требуют немедленной эвтаназии, но для него это означает сказать «А», после которой неизбежна крымская «Б», а там и до Гааги рукой подать. С другой стороны, как ни цинично это звучит, эта мнимая неопределенность выгодна и Киеву. Начинать реформы удобнее без Донецка и Луганска. Пусть этот чемодан пока в камере хранения полежит. Если при этом прекратиться стрельба — лучше и не надо.
Минские договоренности будет соблюдать? Как считаете, мир будет?
— Путин, как известно, большой любитель скабрезных шуточек и похабных анекдотов. На вопрос о давлении государства на независимые СМИ он однажды хмыкнул: «Настоящий мужчина всегда должен пытаться, а настоящая девушка — сопротивляться». В «минском сюжете» Путин был, есть и будет «настоящей девушкой». И соблюдение Минских договоренностей зависит исключительно он настойчивости «настоящего мужчины» — Украины, США и ЕС. Думаю, «настоящая девушка» не сможет долго строить из себя целку и даст.
А про какое такое построение геополитического пространства с Украиной он постоянно повторял? Чего он хочет? Любви и дружбы?
— Это просто слова. От него же добиваются миролюбия. Вот он и старается говорить побольше хороших слов. И Лаврова заставляет. Звучит, конечно, дико. Но что ему еще остается?
Ну, и в итоге что мы имеем? Ждем чемпионата мира по футболу 2018 и выборов Путина в том же году и медленно гнием, расковыривая кусочек Украины и тратя последнее на гонку вооружений? Правильно я поняла?
— «Русь слиняла в два дня. Самое большее — в три», — именно так Розанов описал крах Российской империи. СССР «слинял» еще быстрее. Российская Федерация, я думаю, слиняет за два часа. Или за две минуты… Это как камнепад. Невозможно предсказать, какой именно камушек его вызовет. Интуиция мне подсказывает, что следующий год — последний. Но обосновать свое предчувствие я не могу. Одно могу сказать: это вполне могло произойти, скажем, в минувший вторник. Но Богу угодно, чтобы россияне еще немного помучились. Для их же блага.