МакКейн возглавил комитет по делам вооруженных сил конгресса

3 января Джон МакКейн вступил в должность главы комитета по делам вооруженных сил конгресса США. Теперь один из самых последовательных критиков Владимира Путина будет непосредственно участвовать в принятии решений о размерах и целях ассигнований Пентагону. В Москве ничего хорошего от этого назначения не ждут. Между тем фигура МакКейна сложнее, чем карикатурный образ, который привыкли рисовать его критики в России и США.


Бравый летчик, пленник вьетнамских коммунистов, ветеран американского сената, участник президентской гонки, друг российских оппозиционеров и непримиримый оппонент президента РФ Владимира Путина — все это Джон МакКейн.

В захватывающей биографии 78-летнего законодателя кресло председателя сенатского комитета по делам вооруженных сил, пожалуй, главная политическая вершина.

Высокий пост один из самых влиятельных и известных американских сенаторов получил благодаря тому, что республиканцы одержали победу по итогам промежуточных выборов в конгресс минувшей осенью. На Капитолийском холме Маккейн провел почти 30 лет своей политической карьеры, представляя один из самых жарких американских штатов — Аризону, расположенную возле мексиканской границы.

Хоть ранее он возглавлял сенатские комитеты по торговле и по делам индейцев, пост председателя комитета по делам вооруженных сил гораздо более ответственен и престижен, так как является ключевым при принятии и реализации программ оснащения и реформирования армии, ВВС и ВМС США.

В 2000 году Маккейн поклялся сделать все, чтобы победить на праймериз Джорджа Буша-младшего, жестко критиковал соперника, сравнивал себя с Люком Скайуокером, борющимся со «Звездой смерти», и был в шаге от выполнения этого обещания, сумев завоевать симпатии журналистов и многих избирателей своим образом честного вояки.
Политконсультант Кристофер Нейвим, участвовавший в различных избирательных кампаниях республиканцев, отмечает, что отношения МакКейна с однопартийцами далеко не всегда были гладкими. «Его личные воззрения то и дело расходились с генеральной линией, и благодаря этому он завоевал прозвище Диссидент», — говорит Нейвим.

МакКейн действительно не щадит товарищей по «партии слона», в своих критических выступлениях регулярно обещая очистить ее от больших денег, которые, по его мнению, испортили республиканцев. Но, несмотря на свою бескомпромиссность, в 2008 году Диссидент смог добиться победы на внутрипартийных выборах и стать единым кандидатом в президенты от Великой старой партии.

Однако своей напарницей (и кандидатом в вице-президенты) он взял губернатора штата Аляска — эксцентричную Сару Пэйлин, что оттолкнуло от него умеренных избирателей. К тому же МакКейн, хоть и был достаточно энергичен для своих 72 лет, все равно заметно проигрывал выдвинутому демократами моложавому любимцу 20- и 30-летних Бараку Обаме, которого во время финальных теледебатов обвинял в «социализме».

Впрочем, итоговое поражение оказалось не таким болезненным, как предрекали эксперты: кандидат республиканцев получил 46% голосов избирателей против 53% у Обамы.

«Теперь у него будет возможность перетряхнуть свое наследие и убедить всех, что последнее слово его политической карьеры — не поражение в двух президентских кампаниях», — говорит обозреватель телеканала CNN Стивен Коллисон.

В России на назначение МакКейна на пост главы сенатского комитета по делам вооруженных сил смотрят с пессимизмом. «Его приход не сулит ничего хорошего, следует ожидать ужесточения позиций. Трудно работать, когда в тебе видят врага», — сказал «Газете.Ru» заместитель министра обороны России Анатолий Антонов.

Надолго запомнилась и резкая характеристика, данная МакКейну Владимиром Путиным.

«МакКейн в свое время во Вьетнаме попал в плен. Он сидел в яме, несколько лет там просидел, неудивительно, что всех ненавидит. От такого у любого человека крыша съедет», — сказал российский президент во время одной из своих прямых линий в ответ на вопрос об отношении к сенатору.

Заочная словесная перепалка между политиками продолжается не один год. На весь мир разошлись слова МакКейна о том, что он увидел в глазах Путина только три буквы — КГБ. Ими он кольнул не только хозяина Кремля, но и своего старого оппонента в рядах Республиканской партии Джорджа Буша-младшего, который некогда «обнаружил душу» в глазах Путина.

Справедливости ради стоит отметить, что малодипломатичной интонацией российский лидер не слишком отличается от американских критиков сенатора, включая сторонников президента Обамы. Во время кампании 2008 года демократы вовсю обыгрывали образ МакКейна как оторванного от жизни консерватора. В шутливой детской книжке «Мама голосовала за Обаму» отставной капитан 1-го ранга морской авиации, кавалер орденов «Серебряная звезда» и «Пурпурное сердце» был изображен держащим за хвост слона с надписью «Мастодонт».

Между тем ни Обаме, ни Путину не пришлось испытать того, через что прошел летчик Маккейн, когда в 1967 году он был сбит советской ракетой над Ханоем и тяжелораненым попал в плен к вьетнамцам. Некогда бравый красавец, сын командующего Тихоокеанским флотом США потерял более 20 кг веса, и никто уже не верил, что он сможет выйти живым из тюрьмы Хоало, известной среди американских пилотов под ироническим названием «Ханой Хилтон».

В общей сложности МакКейн провел в плену более пяти лет. «Когда они хотели меня наказать, то просто отводили в помещение, где не было ни москитной сетки, ни кровати, никакой одежды. На протяжении четырех дней разные охранники избивали меня по два-три часа. Рука и ребра у меня были сломаны», — писал будущий сенатор в своих воспоминаниях, опубликованных в 1973 году в журнале «US News and World Report».


Но МакКейна-политика лучше всего характеризует, пожалуй, то, что, пройдя через все это, именно он способствовал восстановлению дипломатических контактов между США и Вьетнамом и сам посетил Ханой в 2000 году.

В 2005 году он стал одним из соавторов закона о запрете на применение пыток к боевикам, захваченным американскими военнослужащими в Ираке и Афганистане.
Впрочем, Москва примирительной активности МакКейна может и не дождаться.

За последний год он почти неизменно был в числе соавторов самых жестких законопроектов в отношении России. В частности, в апреле сенатор вместе со своими коллегами-республиканцами предлагал законодательно оформить «противостояние российской агрессии», настаивая, в частности, на необходимости поставок в Украину тяжелого вооружения. «Дайте им оружие, которое им необходимо, дайте им средства, которые им нужны, дайте им возможность сражаться — и они будут сражаться», — увещевал коллег МакКейн.

Как отмечают американские эксперты, сенатор намерен отстаивать необходимость поставок вооружения в Украину и на посту председателя комитета по делам вооруженных сил.

А в мае МакКейн стал соавтором законопроекта о предоставлении Украине статуса союзника США вне НАТО. Впрочем это решение так до сих пор и не принято (президентом Обамой — NU).

Российские критики сенатора неоднократно бросали ему обвинения в русофобии: уж слишком красноречивы некоторые его высказывания. В частности, в марте, вернувшись из постреволюционного Киева, Маккейн назвал Россию «бензоколонкой, которая выдает себя за страну». Тем не менее Борис Немцов, например, считает, что «вопреки пропаганде, он не самый радикальный республиканец». «Есть отношение МакКейна к России и его отношение к Путину, что часто путает наша пропаганда, — объясняет один из лидеров российской оппозиции. — Путина он ненавидит, но к России относится нормально: я никогда не слышал от него ничего русофобского».

Американские эксперты, в свою очередь, отмечают, что во главе комитета по делам вооруженных сил МакКейн будет играть важную роль в подготовке законов, связанных с расходами Пентагона, в частности по закупке новых видов боевой техники, открытию или закрытию военных баз. «У МакКейна будет веское слово в решениях о том, как министерство обороны будет тратить деньги», — отмечает обозреватель издания Fiscal Times Эрик Планин.

Об этом же говорит и заместитель директора ИМЭМО, специалист по внешней политике США Федор Войтоловский. «Логично, что в этой должности МакКейн станет проводником интересов ведущих американских профильных компаний. Перед ним будет стоять и важная государственная задача — определять бюджетные вопросы в плане экономии средств», — указывает эксперт.

При этом сам МакКейн стремится избавиться от имиджа милитариста, готового тратить на вооружение любые деньги. Напротив, он хочет показать себя жестким военным аудитором.
Так, в ноябре сенатор возмущался, что расходы на строительство авианосца «Джеральд Форд» для ВМС США возросли с $10 млрд до $13 млрд: «Могу рассказать, что штат Аризона может сделать с суммой в $3 млрд. Мы потеряем всякое доверие, если будем выступать за увеличение трат на вооружение и никто не будет за это отвечать», — говорил тогда МакКейн.

Среди других вопросов, которым сенатор будет уделять повышенное внимание, отношения с Ираном. Как и многие республиканцы, он является ярым противником «ядерной сделки» с Исламской Республикой и считает, что Тегерану верить категорически нельзя. Критикует он и стратегию администрации Обамы по борьбе с фундаменталистской группировкой «Исламское государство», считая, что бомбардировка их позиций бесперспективна. Новый глава комитета по делам вооруженных сил уверен, что Вашингтону нужно напрямую поставлять оружие иракским курдам и лучше вооружать «Свободную сирийскую армию», несколько лет сражавшуюся против Башара Асада.

Оппонент Обамы, сенатор даже визуально демонстрирует противоположенный президенту стиль: хозяин Белого дома на Рождество играет в гольф на Гавайях, а МакКейн встречает главный христианский праздник среди американских военных в Афганистане. Хороший пиаровский ход накануне вступления в новую должность.

«Он станет тем самым значительным военным умом, который, работая в сенате, сможет придать остроту военной стратегии и политическим решениям», — уверен политконсультант Нейвим.

Anatoliy Tkachenko

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>