Независимо от разногласий, которые на сегодняшний день есть между Вашингтоном и Москвой, обе стороны заинтересованы в том, чтобы высокообогащенный плутоний не попал в руки террористов
Решение России отказаться от помощи США в обеспечении безопасности расщепляющихся материалов вызвало недоумение у американских экспертов, которые называют подобный шаг Москвы не совсем «разумным». По их словам, возобновить совместную работу в этой сфере в будущем будет очень сложно.
Новость о прекращении совместной работы в этой сфере двусторонних отношений в понедельник первой сообщила газета The Boston Globe. Как пишет ее корреспондент, отказ Москвы от более чем 20-летнего опыта сотрудничества в области обеспечения безопасности и переработки оружейного плутония и урана означает фактический конец сотрудничеству в одной из самых успешных сфер взаимодействия между бывшими противниками времен «холодной войны».
«Думаю, это серьезно усиливает риск терроризма с катастрофическими последствиями», – заявил изданию бывший сенатор-демократ Сэм Нанн, которого считают архитектором программ «совместного сокращения угроз», появившихся в 1990-х годах.
По версии газеты, официальная позиция была выражена в кратком трехстраничном соглашении, подписанном 16 декабря, копия которого оказалась в распоряжении The Boston Globe.
О содержании встреч в Москве газете также рассказали три человека, которые участвовали в них или были проинформированы о них. Из соображений безопасности они просили сохранить их анонимность.
В состав американской делегации, пишет газета, входили представители Министерства энергетики, его ядерных лабораторий, Пентагона и Госдепартамента. Российскую сторону представляли несколько чиновников, работающих в самых разных сферах – от разоружения ядерных подводных лодок до контроля над вооружениями.
По словам источников газеты, заключительная встреча стала печальным моментом в совместной работе, ставшей символом потепления отношений между Востоком и Западом и глобальных усилий по борьбе с распространением ядерного оружия, материалов и технологий.
«Это все очень прискорбно, поскольку в последние 20 лет сотрудничество [между США и Россией — И.Т.] в сфере контроля за ядерными вооружениями и предотвращения попадания таких вооружений в руки неправительственных групп или террористов – было одной из самых сильных точек соприкосновения в двусторонних отношениях. Очень жаль, что правительство России решило свернуть эту программу», – заявил в интервью Русской службе «Голоса Америки» директор Инициативы по контролю над вооружениями Института Брукингса Стивен Пайфер (Steven Pifer, Brookings Arms Control and Non-Proliferation Initiative).
Рассуждая о причинах такого решения Кремля, Пайфер отметил, что этому могут быть несколько объяснений. По его словам, в российском руководстве всегда были люди, которые считали «излишней» вовлеченность США в достаточно «деликатные вопросы»:
«Если же это банальная реакция россиян на Западные санкции в стиле «ты — мне, я — тебе», то этот шаг мне не кажется очень разумным. Независимо от разногласий, которые на сегодняшний день есть между Вашингтоном и Москвой из-за Украины, обе стороны сильно заинтересованы в том, чтобы высокообогащенные плутоний и уран не попали в руки террористов и неправительственных групп».
Пайфер напоминает, что программа по сотрудничеству в сфере обеспечения безопасности ядерных материалов на просторах бывшего СССР была учреждена, главным образом, из-за опасений, что после распада Советского Союза молодые государства, ослабленные экономическими и политическими неурядицами, не смогут должным образом контролировать свои ядерные арсеналы.
Однако Пайфер убежден: несмотря на то, что сегодня у России достаточно экономических ресурсов для самостоятельного обеспечения безопасности подобных материалов, накопленный опыт зарубежных коллег и совместное использование передовых технологий сделали бы мир лишь безопаснее.
С ним согласен и физик-теоретик, профессор Принстонского университета Франк фон Хиппель (Frank von Hippel, Princeton University), стоявший у истоков программы по обеспечению безопасности ядерных материалов в бывшем СССР.
С 1993 по 1994 год фон Хиппель был заместителем директора Управления по научно-технической политике при Белом доме. По его словам, он «очень горд, что программа просуществовала так долго», однако теперь, после ее закрытия, «возобновить нечто подобное в будущем будет гораздо сложнее».
«Я знаю, что из-за борьбы за будущее Украины у властей обеих стран в ближайшее время будет мало энтузиазма сотрудничать по таким инициативам», – сказал он Русской службе «Голоса Америки».
Фон Хиппель также сопредседатель Международной группы экспертов расщепляющихся материалов.
Между тем газета The Boston Globe отмечает, что США потратили на программу около 2 млрд долларов, и еще 100 млн долларов были запланированы в бюджете на этот год. Предполагалось, что программа будет работать, по крайней мере, до 2018 года.
За время действия соглашения о сотрудничестве при экспертной поддержке американских специалистов утилизировались старые атомные подводные лодки и сотни единиц оружия; на множестве объектов с ядерными материалами по всей России и в странах бывшего СССР усиливались меры безопасности, пишет газета. Средства США также шли на выплату зарплат и обучение персонала этих объектов.
Ссылаясь на официальных лиц, пишет газета, что данные о количестве уничтоженных или взятых под охрану ядерных материалов оружейного уровня в бывшем Советском Союзе засекречены, но имеющихся запасов достаточно для создания сотен атомных боезарядов.
В основе этой работы лежали серьезные опасения, что ядерные материалы могут оказаться в руках террористов, пытающихся создать или получить в свое распоряжение оружие массового уничтожения.
Leave a Reply