«Президент России постоянно стравливал силовые структуры одну с другой и тем самым поддерживал баланс между ними и свое верховенство. Теперь этот баланс нарушен!»
Главная головная боль любого тирана — жесткий контроль силовиков, на которых он опирается в своей политике узурпации власти. Достаточно вспомнить, что большинство римских императоров пали от рук преторианцев, а русских царей — от рук гвардейцев. Именно гвардейцы всегда были одними из первых, кто предавал императора, и Николай Второй тоже не стал исключением.
Сталин свой контроль осуществлял жесткими периодическими чистками НКВД. Сталинские децимации давали понять силовикам, что над ними есть ЦК КПСС и, в конечном итоге, армия, которая их ненавидит и по первому приказу просто порвет на куски.
У Путина все очень рыночно: от создал настоящую конкуренцию спецслужб и, к тому же, увеличил их количество и численность в разы.
Вот далеко не полный список всех силовых ведомств, имеющих оружие и право оперативной деятельности (слежка, прослушка, задержания и т.д.): МВД, ФСБ, ФСО, Госнаркоконтроль, Следственный комитет, прокуратура, ГРУ ГШ МО РФ, МЧС. Ну и еще особняком стоят вооруженные формирования Кадырова. Все эти структуры достаточно сильны, автономны и очень не любят друг друга. И, что важно, армия — отнюдь не самая сильная в этом списке.
Вся игра Путина состояла в том, что он стравливал эти структуры одну с другой и тем самым поддерживал баланс между ними и свое верховенство.
У меня сложилось такое ощущение (по тем утечкам, что я вижу), что убийство Бориса Немцова разрушило это хрупкое равновесие. И теперь сложилось две коалиции: с одной стороны — ФСО и кадыровцы, осуществившие эту операцию, с другой стороны — ФСБ и МВД, которые теперь обладают доказательствами того, что это сделали первые.
Очевидно, что среди этих доказательств есть и информация о заказчике преступления. И теперь коалиция МВД и ФСБ в обмен на свое молчание требует резкого ослабления или даже уничтожения структур, входящих в первую коалицию.
Я, наверное, идеалист, но мне хочется верить, что это разделение на коалиции каким-то образом связано с противостоянием во время двух чеченских войн. И ветераны этих войн с обеих сторон свою войну еще не закончили и не считают, что кровь их товарищей отомщена.
Нужно ли в таком случае объяснять, какую ярость вызывает демонстративная благосклонность Путина к Кадырову и на чьей стороне в этом противостоянии армия?
И вот еще что: начальники, может быть, как-то и договорятся. Но средний офицерский состав — вряд ли.
А кто будет средний офицерский состав спрашивать?