Россия наращивает экспорт леса-кругляка, причем вектор поставок смещается из Европы в Азию. Китай, где вырубка леса запрещена, закупает уже больше половины всего экспорта российской древесины. Плюс Россия дает китайским арендаторам лесных массивов преференции в ожидании того, что они построят деревообрабатывающие предприятия и целлюлозно-бумажные комбинаты. Но инвесторы из КНР с этим не торопятся, наращивая вывоз сырья.
«Российские власти повысили пошлины на вывоз леса-кругляка, чтобы ограничить экспорт и стимулировать лесопереработку внутри страны, это и вызвало снижение экспорта в Европу, — рассказывает Юлкин. — Но для китайцев, которые фактически получили лесные массивы Сибири в аренду с условием промышленного освоения территории, были сделаны значительные поблажки в плане пошлин».
Правда, о «промышленном освоении», по словам Юлкина, говорить пока не приходится. Китайские инвесторы собирались строить целлюлозно-бумажные комбинаты, но так этого и не сделали, зато лес вывозят в промышленных масштабах. «Причем в самом Китае вырубка леса уже около десяти лет запрещена из природоохранных соображений, — отмечает Юлкин. — Так, леса вдоль реки Янцзы нужны для сохранения водооборота».
Что касается пиломатериалов, их экспорт в 2014 году вырос на 4,6% и составил 26,8 млн кубометров. «Конечно, в какой-то мере Россия остается «сырьевым придатком» — это демонстрируется соотношением внутреннего и внешнего потребления пиломатериалов (около 80% которых уходит на экспорт), — говорят в Lesprom Network. — Но при этом необработанной древесины за рубеж уходит лишь около 25% от общего объема заготовки».
В начале февраля глава Рослесхоза Иван Валентик говорил, что в условиях действующих в отношении России «нефтяных» санкций лес может стать «балансирующим ресурсом» российской экономики. По его словам, вклад лесного сектора составляет около 1,3% от ВВП, но этот показатель можно удвоить, так как лесохозяйственный комплекс не работает на 100%. Это позволит снизить экономику России от нефтяной конъюнктуры.
Leave a Reply