Россия вместе с Бразилией не смогли заблокировать решение МВФ по выделению Украине кредита. Однако во время обсуждения вопроса на заседании Совета директоров фонда Россия вместе со своими сторонниками предпринимала активные попытки ухудшить условия предоставления средств.
Приводя свои аргументы, противники Украины говорили об угрозах эскалации конфликта на Донбассе, а также о том, что стране, которая не выполнила условия прежних займов, не стоит давать новый кредит.
Решение о выделении Украине 4-летнего кредита в размере $17,5 млрд по новой программе расширенного финансирования Extended Fund Facility (EFF) было принято Советом директоров Международного валютного фонда 11 марта.
По словам премьер-министра Арсения Яценюка, добиться согласия фонда на выделение кредита в условиях противостояния России было достаточно сложно. Однако Украине, по его словам, все же удалось получить «очень широкую поддержку наших международных партнеров, и несмотря на все усилия Российской Федерации». При этом глава правительства Украины, а затем и министр финансов Наталья Яресько так и не уточнили, каким образом РФ пыталась сорвать выделение кредита.
Наиболее активными противниками предоставления финансовой помощи Украине была Россия и ее некоторые партнеры по объединению БРИКС, в частности, Бразилия и Индия. По некоторым позициям РФ поддерживали Иран и Турция. Отношения РФ с этими странами развиваются достаточно продуктивно, и поэтому вполне естественно, что в данном случае партнеры поддерживают друг друга. Кроме того, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко отметил, что Бразилия, Индия вместе с Россией и рядом других членов, в том числе с Китаем вопреки позиции США еще с 2004 года выступают за изменение некоторых положений МВФ, чтобы усилить свои позиции в организации. «Таким образом, я абсолютно не удивлен, что позиции этих стран в определенной мере сошлись»,– сказал господин Устенко.
В февральском коммюнике, в частности, Россия, Индия и Китай призвали «к немедленному реформированию международной финансовой системы, чтобы увеличить вес и представительство развивающихся рынков и стран». Цель – добиться увеличения квоты, что позволит усилить позиции членов МВФ при голосовании. На сегодняшний день доля голосов России составляет 2,38%, Китая – 4% и Индии – 2,44%. Наибольший вес имеет США – 17,69% (доля Украины – около 0,5%). Таким образом, учитывая тот факт, что для принятия решения советом директоров МВФ необходима поддержка в 85%, то США имеет возможность ветировать любое неподходящее решение.
Таким образом, несмотря на то, что Россия и Бразилия стали единственными странами, которые не поддержали выделение МВФ кредита Украине (квота Бразилии – 1,71%), их голосов, которые в сумме составляют 4,09%, не хватило для блокирования решения.
Внешний долг как одна из основных проблем
Одной из основных тем дискуссии по украинскому вопросу была ситуация с внешним долгом. Представители Бразилии, Индии и Турции заявили, что его объем в $25,9 млрд недостаточен для получения максимального возможного объема кредита по программе EFF в $17,5 млрд (900% квоты Украины в МВФ). Представители этой «тройки» также настаивали на том, чтобы второй транш кредита, выделение которого запланировано на июнь, мог быть предоставлен лишь в случае успешного результата переговоров по реструктуризации долговых обязательств по 2015 году. Это означает, что размер выплат по итогам года Украина должна сократить с $8,2 млрд до $3 млрд. Также представитель Бразилии поднял вопрос выплаты Украиной $3 млрд долга России, пытаясь выяснить, планирует ли Украина его все-таки выплатить или реструктуризировать.
Условие предоставления второго транша кредита после реструктуризации внешнего долга не было поддержано остальными членами совета директоров фонда. Представители Саудовской Аравии, Германии, Канады заявили, что привязка процедуры финансирования к выполнению долговых обязательств нецелесообразна, поскольку может навредить переговорам с кредиторами. Такую позицию коллег поддержали и представители Великобритании, Швейцарии, Японии и Австралии. В итоге официально привязку выделения второго транша к итогам переговоров по реструктуризации долга не утвердили, однако эти два события должны произойти приблизительно в один и тот же срок – ориентировочно в июне. Консультации с кредиторами Украина должна провести за 5-8 недель, и затем в течение 5 недель сделки должны быть завершены. Первый пересмотр программы намечен на конец мая – начало июня.
$4,8 млрд – слишком много для первого транша
Представитель Бразилии, на этот раз поддержанный коллегой из Ирана, также заявил, что согласованный миссией размер транша в $4,8 млрд чрезвычайно велик. Это составляет около 30% всего кредита, в то время как по условиям выделения средств по программе EFF первый транш не может превышать 20% кредита. Исполнительный директор от Бразилии настаивал на том, что сумма первого транша беспрецедентно велика, и просил предоставить информацию о том, были подобные прецеденты ранее.
Эта просьба практически дала повод Франции, США, Великобритании, Испании и Германии продемонстрировать в дискуссии поддержку выделения максимальной финансовой помощи Украине, которая находится в состоянии войны. «Представители этих стран заявили, что объем первого транша является абсолютно адекватным исключительной ситуации, в которой находится Украина»,– сообщил собеседник издания.
Репутационные риски
Также представители России, Индии и Бразилии не преминули напомнить о том, что прежние две программы Украины с МВФ (stand-by) были закрыты досрочно из-за того, что Киев не выполнил условий кредитования. Если МВФ и в третий раз досрочно закроет программу stand-by, запущенную в прошлом году, и выделит новую, то это серьезно отразится на репутации фонда. В ответ представитель Украины Александр Петрик заявил, что репутационные риски для МВФ могут возникнуть не по причине, названной странами БРИКС, а скорее при отказе предоставить финансовую помощь стране – члену МВФ, которая находится в чрезвычайно сложных условиях войны с Российской Федерацией.
Война – основная угроза
Именно из-за военных действий в Украине отдельным блоком обсуждалась ситуация в Донецкой и Луганской областях. Представитель Бразилии заявил, что успех программы зависит от того, будет ли изменена Конституция Украины и имплементировано решение об особом статусе части территории Донецкой и Луганской областей. Исполнительный директор от России заявил, что в рамках действия программы необходимо требовать от Украины четких гарантий возобновления финансирования неподконтрольных территорий востока страны. Эти предложения также не были официально учтены при вынесении решения о предоставлении кредита, однако вызвали определенную обеспокоенность у совета директоров МВФ. В частности, о необходимости мирного решения конфликта заявили представители стран Северной Европы, Германии, Италии, Ирана и Германии. Затем, уже после решения МВФ о выделении кредита, представитель фонда в Украине Жером Ваше заявил, что активизация военных действий является основным риском для выполнения программы.
Экономист Международного центра перспективных исследований Ангела Бочи полагает, что количество стран-членов МВФ, которые поддерживают Украину, может уменьшиться не только из-за обострения военных действий, но также из-за неэффективной борьбы с коррупцией и отсутствием реформ. «В случае, если не будет борьбы с коррупцией, реформ, а использование средств станет непрозрачным, количество стран, которые поддерживают Украину будет уменьшаться, а доверие к руководству государства – падать. Это приведет к новым проблемам по привлечению кредитных и инвестиционных ресурсов»,– отметила госпожа Бочи в комментарии сайту «Апостроф».
Leave a Reply