Прошло уже почти восемь месяцев с начала сентября, когда Франция объявила о заморозке контракта по Мистралям. На днях появилось сообщение – пока что в сослогательном наклонении – о возможном окончательном расторжении контракта. И, соотвтственно, теперь можно подвести некоторые итоги этой истории – по фактам, а не по слухам и рассуждениям.
Угрозы и дедлайны
Угрозы в адрес Франции поначалу звучали так серьёзно, что в одном из моих сентябрьских постов пришлось всерьёз разбираться с точным переводом на русский выражения «grave consequences». Назначались и дедлайны – 26 октября, 14 ноября, 27 ноября и уж-не-помню-какое-декабря.
Все дедлайны прошли, без каких-либо видимых consequences, тем более – без «grave».
«Они заплатят колоссальную неустойку»
Это был, пожалуй, основной лейтмотив в возмущенном хоре. Ну, о том, что все эти разговоры полная чепуха, и никаких неустоек не будет – я написал ещё четвёртого сентября. Однако, в росСМИ назывались внушительные суммы неустойки – от миллиарда $ и выше. Тут рекорд поставил, по-моему, Рогозин – он заявил, что сумма штрафных претензий Риссии к Франции может составить до 5 (пяти) миллиардов. Как могут штрафные выплаты за срыв сроков поставки превысить общую сумму контракта в 5 (пять) раз – меня не спрашивайте, это вопрос к Рогозину и к его параллельной реальности.
Эти разговоры тоже стихли, в суд — за неустойками — Россия не обратилась. А потом вообще выяснилось, что Россию устроит возврат денег. И кажется, это озвучил тоже Рогозин…
«Французские кораблестроители в ужасе!»
По этому пункту росСМИ предсказывали кризис для компании DCNS, и даже ещё щедрее – для всей судостроительной отрасли Франции. Однако – сейчас мы уже знаем, что второй Мистраль («Севастополь») вышел на ходовые испытания в срок (точнее, если сравнивать с этапами постройки первого Мистраля – то с опережением темпа на две-три недели). Один этот факт ясно показывает, что НИКАКИХ перебоев с финансированием строительства не было. Не говоря уже о кризисе судостроительной отрасли. Откуда поступали эти деньги – этого мы не знаем, но точно не от России — контракт с ней был заморожен с начала сентября. То ли деньги выделило правительство Франции, то ли новый покупатель на Мистрали — не ясно. Однако совершенно ясно, что никаких финансовых неприятностей у компании DCNS не было. Скорее наоборот – компания выиграла совсем недавно контракт на модернизацию и обслуживание шести французских АПЛ, также, компания DCNS была выбрана как генподрядчик для постройки нового многоцелевого корвета для Египта.
«Французы обрушат свою репутацию – их признают ненадежными партнёрами в оружейном бизнесе»
Это рассуждение появилось значительно позже, когда стало ясно, что Мистрали — не отдают, grave consequences — не случаются и неустоек — не будет. Вот как озвучил это некто
7n24:
деньги вернут. и процент неустойки тоже. при этом французы уже признаны неблагонадежными продавцами, что и позволило индусам задать конкретный вопрос по Рафалям в первоначальной цене, коя ниже в два раза. и имеются серьезные подозрения, что Рафали, таки, могут и пролететь. репутация на рынке оружия стоит дорого.
smoliarm:
…
>>…при этом французы уже признаны неблагонадежными продавцами
>>…репутация на рынке оружия стоит дорого.
Это тоже болтовня росСМИ. С репутацией все у французов в порядке: они показали союзникам по НАТО и партнёрам по Евросоюзу, что отетственно и точно выполняют союзнические обязательства — то есть, не продают оружие агрессору, который прямо угрожает Прибалтике и Польше. Это, как вы выразились, «стоит догрого» — но, в отличие от вас, я могу ПОДКРЕПИТЬ слова фактами: только что Польша заключила с француззкой фирмой контракт на покупку противоракетных систем на пять млрд евро. Прибалты — все — тоже заключили контракты с французами — на военную электронику и тактические ракеты.
Кстати, насчет Рафалей теперь уже совершенно ясно, что *серёзные подозрения* росСМИ и моего бритоголового оппонента не оправдались, а вот прогнозы Business Insider оказались, как обычно, точны:
*** «India orders 36 French-made Rafale fighter jets» (Индия заказывает 36 французских истребителей Rafale), соглашение финализировано в начале апреля, сумма контракта составила $4.5 billions.
*** 16 февраля в Карио подписано соглашение между Египтом и Францией о продаже Египту 24-х истребителей Rafale, сумма контракта – $5.9 billions.
Воля ваша, не вижу я тут никакого ни ущерба репутации, ни *неблагонадёжности*. На мой взгляд, факты эти говорят об обратном.
И напоследок – маленький прогноз.
Ну то, что контракт будет расторгнут, а денги вернут – тут прогнозов и не надо, обе стороны уже прямо заявили, что такой вариант их устраивает. Однако есть тут одна маленькая юридическая деталь.
Точнее, неясность: кому вернут выплаченные Россией деньги?
Вполне возможно, что не России.
Поскольку Гаагский Арбитраж присудил России выплатить штраф за Юкос. Даже два – миноритариям и мажоритатриям – на общую сумму около $52 млрд, если не ошибаюсь. Опять же, если я не ошибаюсь, РФ не начала выплачивать эти долги, и там, соответственно, копятся проценты. И, выражаясь юридическим языком – there is a ground for enforcement actions. Какую форму может принять эта enforcement action? – Как только Россия и Франция придут к соглашению о точной сумме возврата – тут вмешается Гаагский Арбитраж и предпишет Франции внести эти деньги в счет частичного погашения долг по штрафам за Юкос.
Что-то мне подсказывает, что Париж послушается Гаагу.