Брюсселю не следует злить Киев

Ожидания Украины о быстром сближении с ЕС не оправдываются. При этом Брюсселю не следует злить Киев: необходимо найти баланс, полагает обозреватель DW Кристоф Хассельбах.

Ведя переговоры с Украиной, ЕС сталкивается с дилеммой. Европа хочет «привязать» страну к себе, но при этом хотя бы в долгосрочной перспективе Киев должен найти компромисс с Москвой. Жесткий антироссийский курс был бы неуместным. В то же время Брюссель требует от Киева политических и экономических реформ в качестве предпосылок на пути к сближению, и, с практической точки зрения, как условие для дальнейшей финансовой помощи. К примеру, коррупция является общей проблемой, равно отсутствие независимых органов юстиции. Украинское правительство должно форсировать приватизацию и отмену государственного регулирования бизнеса, а также консолидировать банковский сектор, совместными усилиями принимая серьезные меры.

Кристоф Хассельбах

Украина по уши погрязла в долгах. По данным Международного валютного фонда, доля госдолга страны к валовому внутреннему продукту относительно 2014 года, незадолго до начала противостояния с Россией, выросла с 40 до почти 100 процентов. Однако достигнутый уровень задолженности лишь ненамного превышает средние показатели по ЕС. Вопрос о том, как избавить Украину от ее долгов, уже стал серьезной проблемой, и это не говоря о гражданской войне в стране. Без мира и стабильности Украина будет напоминать бездонную бочку, а при их достижении появятся перспективы для инвестиций и экономического развития.

Единого украинского государства нет

То, что Россия играет важную роль в невыполнении соглашения о прекращении огня на востоке Украины, Брюсселю, конечно, ясно. Но ЕС также не оказывает должную поддержку президенту Украины Петру Порошенко, когда тот заявляет о возможном «освобождении» контролируемых сепаратистами территорий, когда он хочет добиться для украинского языка статуса единственного государственного и на востоке страны, и когда он объявляет о планах закрепить статус Украины как единого государства. С внутриполитической точки зрения такие заявления можно понять, однако в будущем они не помогут. При сильной децентрализации необходимо будет также усилить роль русского языка.

То, что ЕС заморозил переговоры о свободной торговле с Украиной до 2016 года, должно дать Киеву и Москве возможность совместно обсудить то, что Россия потеряет больше всех при заключении таких соглашений. Важно понимать, что ЕС дает Москве некоторые поблажки не из-за собственной слабости, а из-за заинтересованности в компенсации, которая Украине необходима.

Обманутые надежды

Отношения Украины и Европы полны несбывшихся надежд. Это не касается главной цели Киева — вступления в ЕС. Об этом большинство еврочиновников говорит с крайней неохотой. Отпечаток разочарования остается также от практических шагов в этом направлении. К примеру, украинцы хотят безвизового въезда в Западную Европу. Порошенко заговаривает об этом на каждой встрече со своими коллегами из ЕС. Однако те в свою очередь сомневаются и согласия не изъявляют.

Речь идет не только об опасениях Брюсселя, связанных с возможным злоупотреблением безвизовым режимом. Речь идет об общей системе стимулирования: выгода ясна лишь при достижении определенных целей. ЕС можно назвать обманутым ребенком. Даже если это не лучшее сравнение: преждевременное вступление в ЕС Румынии и Болгарии без проведения достаточных государственных реформ, или вступление Греции в еврозону на мнимых основаниях показало, что ложная щедрость позже будет отомщена.

Побудить к изменениям

Но и резкий отказ явно будет не к месту. Ситуацию для Украины уравновешивает то, что ЕС должен вести переговоры с другими странами-кандидатами. Этим странам Евросоюз наглядно демонстрирует преимущества сближения с ЕС, при этом, ставя в качестве условия проведение реформ. Конечная цель — вступление в ЕС — туманна и далека, но в то же время она должна подстегивать страны к переменам, которые часто требуют значительных жертв.

Если требования ЕС будут слишком скромными, то в ответ он столкнется с большими проблемами. Если же требования будут слишком большими, то Евросоюз получит в ответ лишь разочарование и, в конце концов, возможно, даже отказ. Сохранение баланса в любом случае процесс трудоемкий. В случае же охваченной гражданской войной Украиной, где отношения с Россией являются решающим фактором, процесс становится еще сложнее.

Автор: Кристоф Хассельбах, обозреватель DW

БрюссельЕСПорошенкоУкраина