В российских регионах начались дефолты

Первым российским регионом, допустившим дефолт по определению Standard & Poors, стала Новгородская область. Причем, эксперты предупреждают, что ситуация может повториться. Об этом рассказывает сегодня российское агентство «РБК».

В феврале этого года Новгородская область РФ не смогла вовремя провести платеж по кредиту ВТБ, сообщил агентству представитель областного департамента финансов.

Срок погашения кредита был установлен 25 февраля 2015 года. Чтобы погасить кредит, правительство России области объявило аукцион на привлечение кредита под ставку 23,63%, но аукцион провести не удалось.

«Коммерческие банки, в том числе и ОАО «Банк ВТБ», не подали заявки на участие в аукционе, посчитав данную процентную ставку достаточно низкой», — говорится в комментарии, который получило издание от областного департамента финансов. В итоге области все же удалось договориться о рефинансировании долга с самим ВТБ. «Правительство Новгородской области провело переговоры с ОАО «Банк ВТБ», в результате которых была достигнута договоренность о снижении процентных ставок. После этого обязательства погасили в течение месяца», — говорится в сообщении департамента. Объем кредита составлял «около 2 млрд руб.», сообщил источник в департаменте.

Согласно отчетности ВТБ, опубликованной на сайте ЦБ РФ, на 1 марта 2015 года банк зафиксировал просроченную заложенность от субъекта федерации на уровне 1,68 млрд руб.

Ранее агентство S&P сообщило, что в первом квартале 2015 году как минимум один субъект РФ, не имеющий рейтингов агентства, допустил просрочку выплаты по банковскому кредиту вследствие ограниченного доступа к средствам рефинансирования. В терминологии S&P это означает дефолт региона: агентство считает дефолтом ситуацию, когда «заемщик не исполнил долговые обязательства в срок и в полном объеме», а не только неисполнение обязательств по облигациям. Эксперты S&P пишут, что им также известны случаи, когда «банк-кредитор был вынужден пролонгировать выданный ранее региону кредит по ставке ниже текущей рыночной — в связи с тем, что регион был неспособен погасить или рефинансировать кредит». «В зависимости от деталей такой операции подобное событие согласно нашим определениям может трактоваться как предложение об обмене ценных бумаг, сделанное в стрессовых условиях (distressed exchanged offer), или эквивалент дефолта», — говорится в докладе S&P.

«С другими регионами похожая ситуация вполне может повториться», — прокомментировал ситуацию Владимир Климанов, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики ФГУ РАНХиГС. В том числе потому, что в этом году происходит сокращение финансовых ресурсов на помощь регионам, уточняет он. В таком положении, по его словам, могут оказаться непредсказуемые субъекты федерации.

В пресс-релизе S&P «Сможет ли правительство предотвратить дефолты регионов в 2015 году?» говорится, что в последние 18 месяцев агентство предпринимало «преимущественно негативные рейтинговые действия». Это было связано с тем, что на фоне слабого экономического роста, замедления роста прибыли в корпоративном сегменте и номинальных доходов населения снизились поступления в бюджеты регионов по налогу на прибыль и НДФЛ — основным источникам доходов субъектов РФ. «При этом возросшие под давлением указов президента негибкие социальные расходы почти не оставляют регионам другого выбора, кроме как наращивать дефицит и долг, попадая в нестабильную ситуацию финансирования текущих расходов за счет заемных средств», — говорится в отчете.

Напомню, специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ) России в прошлом месяце предупредили, что состояние экономики уже 20 российских регионов соответствует дефолтному. 

Эксперты объяснили, что, хотя в России дефолт регионов по политическим причинам невозможен, характеристики регионов этой группы ему соответствуют. Речь идет о пониженной бюджетной обеспеченности (душевые расходы с учетом индекса бюджетных расходов в большинстве таких регионов в 1,5 раза ниже, чем среднерегиональные 61 тысяча рублей), высоком или сверхвысоком долге, а также высоком бюджетном дефиците.

При этом, как минимум, в ближайшей перспективе ситуация в российской экономике будет лишь ухудшаться. В этом 4 июня вынужден был признаться глава Минэкономики РФ Улюкаев. 

Тогда как российский президент Путин 28 апреля заявил, что пик экономического спада Россией уже пройден. 

Впрочем, на «большой» пресс-конференции 16 апреля Путин вообще дезинформировал россиян, пытаясь на выдерганных из общего контекста и устаревших статистических данных показать, что в России с экономикой все хорошо.

дефолт 2015Дефолт России