Американский юрист Джин Берд, партнер юридической фирмы AGG, которая работает с клиентами, имеющими бизнес в России, рассказал о том, к чему приведет расширение США санкций против РФ.
Об этом Берд рассказал в интервью Голосу Америки.
«Санкции работают в геометрической прогрессии. У каждой личности, которая названа в санкционном списке, есть тысячи, если не больше, различных деловых и финансовых связей. И представляете, все организации, все компании, связанные с ними, тысячи этих компаний, они сейчас должны будут или прекращать свои связи с этими лицами, или думать о том, каким образом изменять их», — рассказал юрист.
«Например, новое лицо в этом списке — Роман Роттенберг. Он — один из совладельцев крупнейшего хоккейного стадиона в Финляндии. Кроме этого, были введены санкции против финансовой компании, которая является владельцем одного из крупнейших четырехзвездочных отелей в Финляндии. Представьте теперь, как эти отел , эти стадионы будут оперировать без того, чтобы принимать карты Visa, American Express, MasterСard?» — вопрошает Берд.
По его словам, одна из целей этого раунда расширения списка это синхронизировать списки с европейцами, потому что на определенных уровнях европейские санкции были сильнее, по крайней мере, распространялись на большее количество человек, чем американские.
«Один из тех, кто уже давно находится в списке ЕС, но только что попал в американский список, бывший глава администрации президента Украины Андрей Клюев», — отметил Берд.
«Клюев в свое время очень агрессивно лоббировал как в Европе, так и в США. Его лоббисты приезжали в Соединенные Штаты, пытались встречаться на самых высоких уровнях. Но, без сомнения, сейчас это станет невозможно в принципе из-за санкций, потому что любое лицо, которое с ним ассоциируется, оказывается под угрозой», — объясняет юрист.
Еще одна цель этого раунда санкций — включение в новый список компаний, в отношении которых существовал вопрос, являются ли они субъектами санкций, в связи со структурой их владения.
Берд поясняет, что по американскому законодательству, если более 50% компании владеет лицо, находящееся под санкциями, то и сама компания тоже находится под санкциями. В отношении некоторых компаний было непонятно, кто является бенефициарным владельцем, кто является фактическим владельцем. А этот список дает уже четкое понимание, по крайней мере, в отношении определенных компаний, являются ли они компаниями, которые контролируются лицами, находящимися под первоначальными санкциями.
Последний раунд санкций также ограничит возможность международным компаниям обходить уже имеющиеся санкции. Например, включение в список непосредственно крымских портов заставит любых судовладельцев держаться от полуострова подальше.
«Для того, чтобы судно могло зайти в порт, ему нужна страховка. Порт не может, по мореходным законам, принять судно без страховки. А эту страховку выдает очень незначительное число компаний в мире. Прежде всего, это английский «Ллойд», «Цюрих», другие крупные западные компании, которые, естественно оперируют долларами, они обращают внимание на то, кто находится в списке санкций. Они не будут страховать суда, которая заходят в порты, которые находятся в санкционных списках».
Также американский Минфин закручивает гайки американским и другим компаниям, которые пытаются обойти ранее введенные санкции. Вместе с пресс-релизом, сообщающим о расширении санкций, компании получили меморандум о том, как эти санкции соблюдать.
В нем говорится, что Министерство финансов обратило внимание, что во многих случаях нарушается технология передачи банковской информации через систему SWIFT. Компании скрывают тот факт, что деньги переводятся на счета в Крыму, просто не указывая географических названий, которые могут стать сигналом для автоматической системы фильтрации денежных переводов, например, «Крым», «Ялта», «Симферополь» и тому подобное.
«Меморандум фактически предписывает любым лицам, которые ведут бизнес с Россией, приложить усилия, чтобы определить, попадают их товары или услуги в Крым. Представьте себе, вы разрабатываете и поставляете в Россию компьютерное обеспечение, санкциями не запрещено. А теперь вам надо уже в контракте предусмотреть условия, которые не позволят российским пользователям использовать компьютерное обеспечение в Крыму, чтобы другие ваши товары туда не попадали. Это дополнительные проблемы для компаний, ведущих бизнес в России. Естественно, больше компаний будут задумываться о том, а имеет ли смысл вообще вести там бизнес», — объясняет Берд.
Юрист указывает на то, что подготовка к включению физлица или организации в список требует тщательной проверки и координации между многими ведомствами, а это отнимает много времени. Однако не исключено, что объявление этих санкций именно сейчас связано как с действиями сепаратистов на востоке Украины, так и с поведением России в Совете безопасности ООН.
Как сообщал «Апостроф», 30 июля администрация Барака Обамы расширила санкционные списки на более чем 20 физических и юридических лиц, в связи с действиями России в Украине и присвоением государственных средств в Украине. В список санкций, в частности, включены Андрей Клюев, Александр Янукович, Сергей Курченко, Роман Роттенберг, руководители концерна «Калашников», предприятия России и Крыма.