Противоракетная оборона в Европе — защитятся ли от России (неизвестные подробности)

Краткий обзор программы европейско-американской ПРО, описание различных модификаций ракеты SM-3 и обсуждение того, сможет ли эта ракета сбивать взлетающие из европейской части России межконтинентальные баллистические ракеты.

Пост основан на заметке Why Russia Keeps Moving The Football On European Missile Defense.

 

Текущая программа развития ПРО в Европе называется European Phased Adaptive Approach (EPAA) — «Европейский поэтапный адаптивный подход». Фаза I EPPA — разворачивание в Средиземноморье кораблей с перехватчиками SM-3 Block IA. По состоянию на май 2014 года, в ВМФ США имелось 30 кораблей способных применять ракеты SM-3: 5 ракетных крейсеров типа «Тикондерога» и 25 эсминцев типа «Арли Берк». 16 из них базировались на Тихом океане, 14 в Атлантике. К 2020 надеются иметь уже 48 корабля с ПРО, а в тридцатилетнем плане строительства флота (FY2015-FY2043) запланировано наличие от 80 до 97 единиц крейсеров и эсминцев, оборудованных системами ПРО.

Источник — Navy Aegis Ballistic Missile Defense (BMD) Program: Background and Issues for Congress, весьма рекомендую этот доклад интересующимся вопросом.

Фаза II EPPA — на вооружение должны быть поставлены усовершенствованные SM-3 Block IB, с улучшенной системой селекции целей и управления. Также, в рамках этой фазы перехватчики SM-3 будут развернуты на территории Румынии. Плюс предусмотрено разворачивание THAAD, призванного сбивать ракеты на терминальном участке траектории, но эта система в данном посту обсуждаться не будет.

Фаза III EPPA — на вооружение должны быть приняты более продвинутые SM-3 Block IIA, проходящие в данный момент испытания. Вдобавок к румынской базе, база ПРО будет также развернута в Польше, близ поселка Редзиково. Если я правильно понимаю, на этих двух база будет развернуто по 24 ракеты-перехватчика SM-3. На этом все пока кончается: предполагаемую фазу IV уже отменили, в 2013 году.

Основа EPPA — ракеты RIM-161 Standard Missile 3 Block IA/B и Block IIA.

Дальность применения Block IA/B — 700 км, а вот у Block IIA уже 2500км. Т.е. если просто нарисовать вокруг польского Редзиково круг диаметром в 2500 км, то при пуске по Восточному побережью США (скажем по Норфолку или Пентагону) траектория российских МБР из европейской части России, например 60-й Таманской ракетной дивизии, заведомо пройдет внутри этого круга — см. первую картинку поста.

Однако не все так просто. Ракета-перехватчик еще и должна быть достаточно быстрой, чтобы успеть поразить МБР на взлете. Скорость перехватчика Block IA/B — примерно 3 километра в секунду, а Block IIA — 4.5 км/с. На графике ниже изображены контуры полета этих двух ракет — дистанция по поверхности земли (ось X) и высота (ось Y), с указанием времени достижения того или иного контура, т.е. сочетания наземного расстояния и высоты.

Рассмотрим перехват гипотетической иранской ракеты, пущенной по Нью-Йорку (см. рисунок ниже). Перехватчик запускается в момент t=0, через 300 секунд после запуска иранской ракеты. 300 секунд, т.е. приблизительно пять минут, выбрано как ожидаемое время активного участка траектории МБР. Если пустить перехватчик пока двигатели МБР еще работают, то скорее всего головка самонаведения перехватчика неправильно вычислит упреждение (точку в которой траектории перехватчика и МБР должны пересечься) и промахнется. Несколько необычная форма траектории МБР на рисунке объясняется тем, что позиция оной отсчитывается от стартовой площадки перехватчика SM-3 — МБР подходит к Редзиково одновременно с набором высоты, и потом начинает удаляться от оного. Как видим, SM-3 Block IA/B тут ловить вообще нечего, а вот Block IIA может перехватить ракету — если принять, что перехватчик пускается через пять минут после старта иранской МБР, перехват технически возможен начиная с 280 секунды после старта SM-3 и вплоть до 563 секунды после старта SM-3.

Теперь рассмотрим пуск российской МБР УР-100Н из района Татищево. Начальное условие все то же — старт перехватчика через пять минут после запуска российской ракеты.

Зеленый контур — траектория российской ракеты относительно Редзиково. Как видно из рисунка, перехват российской МБР при запуске перехватчика 300 секунд после старта МБР технически невозможен. Перехват возможен только если SM-3 будет запущена через 230 секунд после старта МБР. Однако это будет во время активного участка траектории МБР, и как я уже упомянул выше, в таких условиях перехватчик скорее всего промахнется.

В одном из отчетов U.S. General Accounting Office было выдвинуто предложение развернуть корабли ПРО в Северном море  — в этом случае шансы успешного перехвата иранских ракет на определенных траекториях в сравнении с пуском перехватчика из Средиземного моря увеличиваются. Насколько я знаю, в официальных планах предложение это не фигурирует — но давайте все же рассмотрим его в контексте перехвата российских МБР. Красный контур на рисунке выше — траектория российской ракеты относительно корабля ПРО в Северном море. Тут уже есть возможность сбить российскую ракету. При пуске перехватчка через пять минут после запуска МБР, перехват технически возможен начиная с 300 секунды после старта SM-3 и вплоть до 500 секунды после старта SM-3.

 

 

ЕСПРОСША