Об этом в программе «Студия Запад с Антоном Борковским» на Эспрессо.TV рассказал российский политолог и общественный деятель Андрей Пионтковский.
Борковский: Около Кремля происходят какие-то странные тектонические движения, — до нас долетают только брызги информационного шампанского. Главный пахан то погружается в батискафе, то выныривает с амфорами, и мы видим, что трюки повторяются. На дно морское он уже опускался, возможно, сейчас он снова прокатится на стерхе. Мы видим эти странные вещи, и это уже даже не смешно.
Пионтковский: Это явное отражение как паники и растерянности, царящих в Кремле, и действительно начавшихся разборок в высших эшелонах власти. Вспоминается классическая формула Черчилля о советской политике – это схватка бульдогов под ковром, из-под которого на ваш взгляд вылетают брызги шампанского, а по Черчиллю – клочья не преуспевших в этой схватке бульдогов. Вы повторяете тезисы моей сегодняшней статьи.
Которую я, к сожалению, не успел прочитать.
Которую вы вряд ли читали, потому что она только что появилась, я пишу о панических настроениях в Кремле. И дело в том, что это не наши с вами догадки или размышления. Я опираюсь на очень информированного человека, я анализирую выступление директора и главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, человека очень близкого к Кремлю, у которого есть такая маленькая трогательная слабость – он очень любит бравировать этой близостью, информированностью, посвященностью и при этом выбалтывает много интересных деталей. И, как показывает опыт, вполне адекватно описывает царящую там атмосферу. Он сказал, что сейчас соревнуются между собой башни и башенки Кремля. Но они уже соревнуются не за влияние на пахана, они соревнуются за привилегию первыми соскочить, при этом не получив обвинения в предательстве и пулю в затылок. Ну, всё это мы видели в культовом фильме «17 мгновений весны» — бункер Гитлера в 1945 году. Конкретный пример — поведение Пескова. Оказывается, вся волна разоблачений Пескова о его дикой оргии потребительства с часами за полмиллиона долларов, инспирируется им самим. В надежде, что он будет уволен со своего поста за половую распущенность и отправлен со своей Навкой куда-нибудь в Сардинию или Сицилию. Что интересно, в венедиктовском интервью, что, похоже, и сам Алексей Алексеевич уже включился в эту борьбу. Он вдруг счел необходимым очень подробно рассказать, что перед аннексией Крыма в Кремле проводили совещание, и буквально все присутствующие – дипломаты, военные, экономисты и разведчики, – высказывали определённые опасения и сомнения по отношению к этой акции, но, мол, Путин к ним не прислушался и навязал своё решение.
Нехотя вспоминается фильм «Убить дракона» по мотивам произведения Евгения Шварца — там в конце остаётся бургомистр, дракона подрубили, летят головы, все начинают перепихивать вину и одновременно косить под сумасшедших.
Эта паника, истерика и судорожные движения обусловлены отсутствием стратегии у различных фигур в окружении Путина. При чем губернаторы уже готовы выйти на балкон и воскликнуть, как в другом известном произведении: «Как вольно дышится в свободном Арканаре». Я полагаю, что именно такие события нас ожидают в ближайшее время.
Если крысы бегут с корабля, то, что будет с главной крысой?
Главная крыса, как известно, очень любит рассказывать детскую историю о том, что крысу нельзя загонять в угол. Как он где-то там на лестничной площадке загнал крысу в угол и она на него бросилась. Я не знаю, это так, на всякий случай нам рассказывают, или же какая-то безумная акция с его стороны тоже не исключена. Но, смотрите, ведь каждый день российская пропаганда сейчас обвиняет Украину в какой-то подготовке крупнейшей военной операции. А не готовит ли Москва какой-то отчаянной попытки Гляйвица?! Москва понимает, что за военную эскалацию она получит очень серьёзные экономические и политические ответы и поставки оружия на Украину со стороны Запада. Но, может быть, в Кремле хотят изобразить нечто, что бы позволило им сказать, мол, это Украина пошла на военную конфронтацию. Хотя это и трудно сделать.
На самом деле это не так трудно сделать, как кажется, потому что люди, работающие на Кремль, в Украине чувствуют себя спокойно и дышится им не хуже, чем в Нарофоминске.
Провокация может иметь какое-то тактическое значение, но стратегически Путин проиграл. Никакая военная эскалация не спасает, потому что он проиграл по трём важнейшим фундаментальным причинам. Во-первых, сопротивление украинского общества и полное отторжение идеи русского мира, прежде всего, русскими, живущими в Украине. Во-вторых, он недооценил реакцию Запада, — очень серьёзную он ошибку совершил с этим своим ядерным шантажом. Именно она со стороны Запада вызвала такую серьёзную контригру. Запад понял, что если его не остановить в Украине, им придется с этим сумасшедшим столкнутся в Прибалтике, где уже Западу не отговорится формулами, что «Украина не член НАТО и поэтому мы не обязаны оказывать ей военную помощь». Принципиально решено разобраться с этой угрозой здесь! Ведь расчет Путина, это был расчет шпаны из питерской подворотни, мол, я покажу какой у меня ножичек и эти вот интеллигентные мальчики разбегутся.
Вы обратите внимание, слова «русский мир», «Новороссия» – они же полностью исчезли из политического словаря. Российская пропаганда напоролась на то, что она всё время повторяла. Они же говорили в эйфории год назад: «Мы ж не с Украиной воюем, кто такая Украина, мы воюем на территории Украины с Западом и прежде всего с США». Ну что ж – пожалуйста, получайте! И самый главный просчет – это достояние умов России. Кратковременный пропагандистский эффект и эйфорию от присоединения Крыма, как тогда ещё казалось без единого выстрела (хотя выстрелы были), он спутал с желанием русских идти сражаться за его безумный русский мир. Но даже официальные опросы показывают, что идея войны с Украиной полностью отторгается российским общественным миром.
Путин мне напоминает персонажа сказки Александра Сергеевича Пушкина про старуху и корыто. Он настолько сильно поднимал ставки, что, в конце концов, пожелав стать владычицей морской, вновь оказался у разбитого геополитического корыта, или же у геополитического, простите, сортира. В то же время мы видим, что Минск-2 логически себя исчерпал, и всё больше голосов о том, что нужен или Минск-3, или расширение же «нормандской» четвёрки с включением Европейского союза как отдельной стороны конфликта.
Минское соглашение было мёртворожденным с самого начала. Его единственный позитив, но это серьёзный позитив, — прекращение огня и линия разграничения. А всё остальное — из области ненаучной фантастики. Москва там взяла на себя два серьёзных обязательства, которые никогда не будет выполнять добровольно. Это вывод иностранных войск, как она их будет выводить, если она отрицает их присутствие. И передача контроля над границей украинской стороне. С другой стороны Москва пытается интерпретировать некоторые такие смутные формулировки Минские соглашения, чтобы решить свою текущую задачу после провала в Новороссии: они решили блокировать европейский путь развития Украины другим способом. Всунуть бандитскую Лугандонию в украинское политическое поле, сделать всяких Моторол и Шаманов политическими деятелями Украины и ещё заставить Киев содержать всё это представление, ссылаясь на Минские соглашения. То есть соблазнить Украину мнимой иллюзией территориальной целостности. Но, насколько я вижу, украинское руководство эту нехитрую затею поняло и ничего у них не получится. Так что сейчас он оказывается у того самого судна, о котором Вы сказали. Российские политологи говорили американским коллегам буквально следующее, «нам изнасиловать Украину важнее, чем вам её защитить». Мол, мы всегда будем повышать ставки и на каком-то этапе вы моргнёте, дрогнете и отступите,так что даже не пытайтесь нам противостоять. Ну, выяснилось, что отступает сейчас Москва.
А зачем Путин сейчас устремился заседать в ООН? С другой стороны это подаётся как визит Путина в США?
Ну, понимаете, Лавров дошел до полного маразма. Это же вызывает только смех. Он сказал, что вот нам постоянно поступают от Америки, от США сигналы о желании продолжать контакты. Если Обама очень попросит, я практически дословно цитирую, то Владимир Владимирович конструктивно рассмотрит это предложение. Через полчаса из Вашингтона было официально заявлено, что никаких планов встречи Путина с Обамой нет, и не рассматривалось. Это уже жест отчаяния. Это бункер 1945 года.
А Борман ищет дорожку на Запад, которая помогла бы ему отсидеться от нового Нюрнбергского трибунала или иной Гааги.
Эта кампания идёт со знаменитой статьи кремлёвского политолога Лукьянова. Putin Wants Peaceful Coexistence With the West (Путин хочет мирного сосуществования с Западом). Ну как бы от имени Путина, а на самом деле от себя, они, как и Венедиктов, повторяют, что это Путин виноват, что Путин настоял на аннексии Крыма, а мы очень конструктивные искусствоведы, мы за чашечкой кофе читаем Financial Times и готовы работать с Западом.
Оригинал взят у