Генеральная прокуратура Украины отправляет в суд обвинительные материалы по уголовному делу против военнослужащих Вооруженных сил России Евгения Ерофеева и Александра Александрова, плененных на востоке страны. Об этом сообщил журналистам 26 августа в Киеве заместитель генерального прокурора Украины – главного военного прокурора Украины Анатолий Матиос.
«В ходе следствия указанные лица подтвердили, во-первых, что они являются кадровыми военнослужащими Вооруженных сил России, во-вторых, что они прибыли авиатранспортом на одну из авиабаз в Ростовской области, откуда переместились на территорию Украины, выполняя приказ непосредственного командира. Их общая группа спецназначения ГРУ ВС России состояла из 220 человек, которые были разделены на автономные группы и выполняли разведывательно-диверсионные и провокационные функции», – сообщает Интернет-сайт Генеральной прокуратуры Украины.
В своем докладе Анатолий Матиос подчеркнул, что 25 августа 2015 года Главной военной прокуратурой Генеральной прокуратуры Украины было завершено досудебное расследование по подозрению граждан России в совершении уголовных дел.
По украинскому законодательству они обвиняются в преступлениях по семи статьям Уголовного кодекса Украины.
Россиянам Евгению Ерофееву и Александру Александрову инкриминируются участие в «осуществлении агрессивной войны против Украины», «перемещении вне таможенного контроля Украины оружия и боеприпасов», «ношение, хранение и передача огнестрельного оружия и боеприпасов без предусмотренного законом разрешения», «содействие деятельности террористической организации и совершению террористического акта, которые привели к гибели человека и другим тяжким последствиям».
В материалах дела говорится о том, что «указанные действия привели к гибели одного и ранению трех военнослужащих Вооруженных сил Украины». Анатолий Матиос добавил, что оба российских военнослужащих были ранены и пленены украинскими воинами.
По данным украинской стороны, Евгений Ерофеев и Александр Александров и другие неустановленные военнослужащие 26 марта 2015 года на грузовиках «Урал» пересекли неконтролируемый Украиной участок государственной границы.
Четвертый иск в ЕСПЧ
Вместе с тем, премьер-министр Украины Арсений Яценюк сообщил прессе 26 августа, что правительство отправляет четвертый иск по делу «Украина против России» в Европейский суд по правам человека. Частью этого иска является позиция Украины по защите «Олега Сенцова и других украинских граждан, которые были незаконно осуждены российским судом других России».
«Правительство Украины приняло решение относительно четвертого иска в Европейский суд по правам человека против Российской Федерации. Это иск «Украина против России», частью которого является нарушение права на правосудие Олега Сенцова и других украинских граждан, которые были незаконно осуждены российским судом», – заявил премьер-министр Арсений Яценюк в Киеве 26 августа.
Арсений Яценюк назвал приговор Олегу Сенцову и Александру Кольченко «античеловечным решением так называемого российского показушного «суда»».
«Это невозможно назвать судом – это политическая расправа над украинцами. Эта политическая расправа не останется без внимания международного сообщества, ведь вся международная общественность уже осудила незаконное и бесчеловечное решение по отношению к украинским гражданам», – подчеркнул Арсений Яценюк.
Ряд украинских экспертов считает, что Украине следует использовать все доступные способы для освобождения украинских заключенных из мест принудительного содержания в России.
Некоторые из экспертов полагают, что расследования преступлений российских военных на украинской территории позволит привлечь внимание международной общественности к проблеме политических заключенных в России, в частности, Олега Сенцова, Надежды Савченко и Александра Кольченко.
Удар по российскому шаблону
Украинский адвокат и правозащитник Анатолий Башловка говорит о желании российской власти наказать украинцев из Крыма за несогласие с оккупацией полуострова, за их желание говорить правду о событиях весны 2014 года.
«Система правосудия России работает для того, чтобы сломить в них стержень, вынудить оправдываться – Сенцов же не просто украинец, он коренной крымчанин, который четко показывал свою позицию на события, развернувшиеся в Крыму весной 2014 года. Российская власть ждет слов о пощаде, но, зная Олега, я уверен, что он на это не пойдет. Его позиция сильно бьет по шаблонам российских СМИ, которые трубят о том, что крымчане полностью поддержали момент оккупации Россией Крыма. Нет, не поддерживают», – говорит Анатолий Башловка Русской службе «Голоса Америки».
Правозащитник считает, что официальный Киев обязан эффективно противодействовать решению российской стороны, которая сфабриковала уголовное, политически мотивированное преследование украинских граждан.
«Если сейчас правосудие России действует такими методами по отношению к гражданам Украины, то почему Украина должна прощать гражданам России более тяжкие преступления на территории Украины? Мы видим, что российское правосудие находится за границами правового поля» – отмечаетАнатолий Башловка.
Он считает, что на территории Украины есть немало российских граждан, деятельность которых довольно сомнительна с позиции уголовного права.
«Настоящих оснований для их задержания вполне достаточно, по сравнению с ними, инкриминируемые Сенцову обвинения выглядят как детский лепет. Тот факт, что его лишили украинского гражданства и насильно сделали гражданином России без его ведома – это абсолютное нарушение норм уголовного права», – подчеркивает Анатолий Башловка.
Правовое поле для санкций против России
Заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий считает, что Украина должна действовать адекватно, защищая своих граждан, прибегнуть к помощи международных правозащитных организаций, расширить санкционный список против России.
Вместе с тем, он считает, что противодействие России должно оставаться в правовом поле.
«Мы исходим из правовых соображений, – говорит Алексей Голобуцкий Русской службе «Голоса Америки», а Россия – с позиций абсолютной власти. Россия демонстрирует в мире свою позицию, выраженную абсолютной властью – захотели дали двадцать лет, захотели – десять».
Алексей Голобуцкий считает, что Украине следует ограничивать экономическое влияние России в национальном сегменте экономики, однако делать это нужно последовательно, учитывая национальные интересы.
«Можно вытеснить российский бизнес из Украины, однако в таком случае, мы выгоним вместе с ним тысячи рабочих рук. Необходимо учитывать, что мы официально не находимся с Россией в состоянии войны», – утверждает Алексей Голобуцкий.
Впрочем, он также говорит, что «в идеале», конечно, с Россией стоило бы прекратить «все отношения», однако это невозможно сделать на данном этапе, учитывая необходимость поддерживать газовые отношения между странами.
Разные сигналы Кремля
На своей странице в Фейсбуке украинский журналист Игорь Тихолаз пишет о том, что «большие сроки» заключения для Олега Сенцова и Александра Кольченко – это предупреждение для простых россиян.
«Вы теперь понимаете, какой мощный сигнал Кремль послал обществу, рядовому россиянину, а в целом – и всему миру? Очень четкий и очень страшный сигнал – для них жизнь человеческая не имеет никакой ценности. Идеология – превыше всего. <…> На примерах, реальных примерах: украл оружие, нарушил приказ, изменил воинской обязанности – десять лет. Украл и убил? Вообще нас не касается, это не наши люди. Пошел против власти? Двадцать лет!» – пишет Игорь Тихолаз.
Он вспоминает трагический случай, который произошел в январе 2015 года в армянском городе Гюмри, когда российский военнослужащий Валерий Пермяков расстрелял семью Аветисян из семи человек, включая двух несовершеннолетних детей. Шестимесячному Сергею Аветисяну военнослужащий Валерий Пермяков наносил удары штык-ножом автомата АК-74.
Игорь Тихолаз напоминает, что за убийство армянской семьи российский военнослужащий получил лишь десять лет лишения свободы.
«Я вспомнил русского солдата, который расстрелял в Армении целую семью, помните? Залез в дом, чтобы украсть что-то, разбудил спящих, а когда понял, что его разоблачили – расстрелял из автомата всех взрослых, опасаясь свидетелей, а также двух маленьких детей в люльке добивал штык-ножом, когда автомат заклинило. <…> И его российский суд приговорил к десяти годам! Но не за убийства, а за дезертирство и кражу оружия!» – отмечает Игорь Тихолаз.