7 декабря Апелляционный Суд Парижа отказал России в приостановке исполнения решений Гаагского Арбитража. Что позволило адвокатам акционеров ЮКОСа продолжить аресты российского имущества и активов. И вот первые результаты – произошли аресты российских активов на счетах компаний Arianespace и Eutelsat, также сообщается об аресте российской доли имущества компании Air France.
Тут следует пояснить, что решение Парижского Суда даёт возможность налагать арест на ТРИ вида собственности: (а) прямая собственность (в виде недвижимости на территории Франции или акций французских компаний), (б) банковские активы РФ во французских банках и (в) долги французских заказчиков в пользу российских партнёров.
Кому интересны детали – под катом разбор по пунктам.
Похоже, что во всех этих случаях аресты идут по последнему пункту, (в). То есть, арестовываются деньги, являющиеся оплатой сервисов/изделий, поставляемых российскими госкомпаниями.
EUTELSAT
Eutelsat – европейский спутниковый оператор, который купил запуск российского Протона для своего спутника Eutelsat-9В. Контракт был заключён ещё в 2013 году, запуск (пока что) назначен на 25 января 2016 года. Сумма контракта не разглашалась, тем не менее, её можно примерно оценить как 107 млн.$ (по аналогичным контрактам на запуски Протона). Большая часть этих денег уже выплачена, однако последний этап ещё не оплачен – интеграция спутника и его запуск. Это сумма порядка 25-30 млн.$, и по масштабам долга по ЮКОСу это, конечно, очень немного. Однако неприятность крупная – для Eutelsat это может привести к существенной задержке запуска (который и так уже идет с опозданием на полгода). Такая задержка безусловно приведет к тому, что в будущем контрактов на Протоны от этого заказчика больше не будет.
В начале года я уже писал о ситуации с коммерческими запусками Протонов. Но настоящие размеры ущерба для ILS (апфронт центра Хруничева) от американских санкций оказались даже больше, чем я предполагал тогда. За истекшие два года ILS не удалось заключить НИ ОДНОГО контракта на запуск спутников, попадающих под ограничения американского ITAR.
Так вот – Eutelsat-9В относится к спутникам, которые под эти ограничения НЕ попадают. И теперь получается так: на Протонах нельзя запускать спутники изготовленные американскими фирмами и с американскими комплектующими (из-за ITAR), ПЛЮС – запуски Протона нельзя заказывать компаниям, чьи страны подчинились решению Гаагского Арбитража по Юкосу. Это фактически лишает ILS заказов – вообще.
ARIANESPACE
Эта французская компания, которая покупает у Самарского «Прогресса» ракеты Союз и запускает на них спутники с космодрома Куру во Французской Гвиане. На данный момент заключены уже контракты на 6 ракет на следующие 3 года (2016-2018). Каждый Союз обходится Ариану примерно в 65 млн.$, то есть в целом сумма получается внушительная, более трети миллиарда. Однако, арестовать по Юкосу все эти деньги целиком – невозможно физически. Но – даже арест одной-двух этапных выплат (10-20 млн.) сильно затормозит этот контракт и – наверняка – сорвёт будущие контракты Ариана с Роскосмосом. Похоже, что это сейчас и происходит, и тоже по пункту (в). Следует ещё добавить, что на запуски Arianespace ограничения ITAR не распространяются вовсе, поскольку запуски эти – не с территории России. То есть, это совсем другой сегмент доходов Роскосмоса – который раньше под удар не попадал. Грубо говоря, если полтора года назад под санкции попал Центр им. Хруничева, то теперь – «под Юкос» – попал самарский РКЦ Прогресс.
AIR FRANCE
Здесь речь идёт о так называемых Сибирских Роялтиз – оплата за пролёт над территорией Сибири. Название – royalty – странное, но, как мне объяснили, фактически речь идет об оплате сервиса «диспетчерское сопровождение транзитных рейсов», каковой сервис предоставляет государственная авиадиспетчерская служба России.
Несколько слов в целом, по всем трем кейсам.
Характерная черта тут одна, общая – хотя арестованные суммы неизвестны, совершенно ясно, что они незначительны (в сравнении с общей суммой долга, 50 миллиардов – можно сказать, мизерные). Поэтому – выиграют акционеры Юкоса эти кейсы или нет – большой разницы для них нет. Однако – контрактные задержки, которые вызывают эти аресты, наносят российским компаниям огромный вред – прямой, в разы больший, чем арестованные. И, главное – косвенный (punitive), выражающийся в потере контрактов и клиентов. То есть, направлены они на удушение определенных отраслей индустрии.
Ну и последнее – о наблюдаемых результатах подобных мер,
на примере Центра Хруничева и его ракеты Протон.
В первом разделе я уже кратко упомянул об кризисе контрактов у ILS на Протоны, подробнее ситуация такая: За полтора года, с марта 2014 по сентябрь 2015, ILS не удалось получить вообще НИ ОДНОГО контракта на коммерческий запуск Протонов. В сентябре-октябре в росСМИ появились сообщения о трёх контрактах, которые подавались, как большой успех. Однако, если посмотреть исходные тексты:
Sep 14, 2015 HISPASAT IN 2017
Oct 30, 2015 EUTELSAT
Nov 11, 2015 INTELSAT S.A.
— сразу выясняется, что два из них – пустышки (точнее – placeholders), и ни реальных спутников, ни денежных обязательств за этими договорами нет. А третий (единственный настоящий контракт, Hispasat) – заключён на запуск одного спутника – ЗА ПОЛЦЕНЫ
По уровню коммерческих запусков Протонов в предыдущие годы можно определить порядок потерь: за прошлые годы ILS делал 7-8 коммерческих запусков в год, и – соответственно – заключал столько же контрактов на будущее (контракт подписывают заранее, обычно за 2-2.5 года до запуска). Таким образом, за последние два года ILS НЕ ЗАКЛЮЧИЛ пятнадцать контрактов (хорошо, с учётом Hispasat – 14.5 контрактов). При средней цене за запуск Протона 107 млн $ (цена на 2013 год) это даёт потерю в полтора миллиарда (если помните, мой прогноз в начале года был втрое меньше). А в остальном – всё так, как я там писал, можете проверить :) Только финал (массовые увольнения) проявился немного раньше – уже СЕЙЧАС:
«Центр Хруничева начинает масштабные сокращения персонала»
Пересказывать и анализировать я не буду, вот только картиночка – «забавная» — для иллюстрации.
И маленький (традиционный) прогноз: сокращение штатов по ТАКОЙ схеме, как выбрали нынешние хозяева ГКНЦП Хруничева, приведёт к тому, что в первую очередь они потеряют самых квалифицированных и самых мотивированных сотрудников.
На самом деле – уже потеряли, но проявится это немного позже.
По материалам Latest News Resource и RBC.ru