Новая военная доктрина США, которая будет теперь продвигаться, делает ставку на более совершенные «неядерные» средства сдерживания, включающие, как сообщают источники в Пентагоне «экзотическое оружие». Сочетая различные средства и технологии США планируют согласно новой доктрине одерживать победу над вероятным противником неядерными средствами, даже при наличии у него ядреного оружия.
В американских военных кругах открыто заговорили о самых секретных разработках. В военном бюджете на 2017 год заложены расходы на:
— «модернизацию подводных систем»,
— «создание комплексов человек-машина, разработку операций с использованием «роящихся» беспилотных летательных аппаратов»,
— разработку «систем с применением искусственного интеллекта»,
— «военные игры».
Американцы будут разрабатывать «новейшие инструменты на основе искусственного интеллекта и машинного обучения для создания роботизированного оружия, комплексов человек-машина и усовершенствованных, обладающих сверхвозможностями солдат. По словам официальных лиц Пентагона, они пришли к выводу, что подобные высокотехнологичные системы — это лучшее, что можно противопоставить быстрому усовершенствованию российской и китайской армий. Новыми разработками США надеются, как сказал замглавы Пентагона Роберт Уорк, «вселить достаточную неуверенность в умы россиян и китайцев. В том смысле, знаете, что если когда-нибудь дело дойдет до драки, то мы сможем одержать верх конвенциональными [неядерными] средствами».Завесу технологий пока не удалось приоткрыть сколь бы то ни было значимым образом, однако по словам тех же источников, моделирование военных действий в будущих конфликтах подразумевает один немаловажный аспект — войны будущего будут стремительными.
Если военная операция в Ираке в 2002 году заняла около четырех недель, то военные операции 2032 года теоретически займут не более четырех дней. В частности подразумевается абсолютный успех над такими военными армиями какие есть у Китая и России.
Военные аналитики считают, что основной ставкой Пентагона и НАТО в будущей войне будет несколько ключевых позиций:
— тотальное применение беспилотных «роев» и роботизированных сетей.
— совместное использование интеллектуальных военных роботов и пехоты на поле боя.
— глобальная блокада и контроль информационных систем противника.
— высокоскоростное высокоточное оружие (досягаемость глубинных целей в течении 10-15 минут с момента принятия решений)
— технологии «невидимости и малозаметности»
— и наконец вишенка на торт — «ментальный контроль сил вероятного противника»
Что под последним имеется в виду не до конца понятно, возможно это всего лишь одна из фантазий экспертов, однако она заставляет задуматься, какие сюрпризы ожидают вероятного противника США и НАТО в будущем.
Стратегией Пентагона в ближайшие годы на флоте будет по видимому отказ от крупнотонажного флота и переход на технику более компактную. Число авианосцев возможно снизится, но качество их возрастет. Кроме того, появятся новые авианосцы — «воздушного» базирования. Это многочисленные носители ударных беспилотников и барражирующих боеприпасов. Флот же эсминцев и крейсеров пополнится более современными моделями, оборудованными не только системами ПРО заатмосферного перехвата, но и гиперзвуковыми ударными ракетами со временем подлета до 15 минут. Новые эсминцы получат и соврешенно другое — электромагнитное оружие, способное в течении десятков секунд уничтожать цели на расстоянии в сто и более километров.
В наземных операциях планируется, что солдат будет меньше, а роботов будет больше. Уже в 2002 году в Ираке только 15-20% пехотинцев имели прямое соприкосновение с противником, через 10 лет только 5% американских пехотинцев будут иметь прямое соприкосновение, то есть видеть друг друга. Остальные будут видеть противника только в электронный прицел дальнебойного оружия, или объектив военного робота ударного подразделения.
Что же касается ядерного сдерживания, то системы «мгновенного глобального удара» в сочетании с развернутой многокомпонентной ПРО полностью нивелируют его эффективность. Вероятнее всего еще в шахтах и на подвижных грунтовых комплексах будет уничтожено до 90% носителей ядерного оружия, а подводный ядерный арсенал будет контролироваться на уровне новейших систем слежения океанского дна. Заметим, что уже сейчас Атлантический и Тихий океан покрыты разветвленной системой слежения за подводными лодками, однако вся эта система будет полностью заменена в течении десятилетия.
Однако не смотря на столь обширную модернизацию армии, ее бюджет скорее всего сократится. Дело в том, что переложив значительную нагрузку военных действий с плеч пехотинца на плечи робота, Пентагон планирует серьезно экономить, поскольку обслуживание военного робота обойдется дешевле чем обслуживание живого человека, а эффективность системы человек-интеллектуальный робот возрастет.
Что же касается информационного контроля, то уже сейчас современные системы НАТО имеют подавляющее преимущество на этом направлении, которое планируют дополнить тотальным контролем информационных систем и проводной связи в глубоком тылу противника. Контроль будет включать как подавление, так и дезориентацию, с ослеплением и фальшивым целеуказанием для систем ПВО/ПРО вероятного противника. Тактика применения уже отрабатывалась не так давно на Ближнем Востоке, и показала, что относительно современные системы ПВО не смогли нанести никакого вреда боевой авиации, а в большинстве случаев даже не обнаружили вероятные цели.
Новая доктрина Пентагона имеет и политическую далекоидущую цель. Создав предпосылку к тому, чтобы сделать ядерные силы сдерживания в мире неэффективными, США будут убедительно доказывать необходимость нового этапа ядерного разоружения и контроля ядерного оружия в мире. И вполне возможно, что уже в 2027 году нас ждет новая эпоха разрядки, более результативная, которая придется как раз на окончание последнего этапа глобализации современного мира.
Виктор Шевчук. Русский Еврей.