В интервью DW депутат бундестага Карл-Георг Велльман оценил реформаторские способности Владимира Гройсмана, шансы Украины стать членом ЕС и роль Польши после Brexit.
27-28 июня Владимир Гройсман впервые в качестве премьер-министра Украины находился с визитом в Германии. Он вел переговоры с канцлером ФРГ Ангелой Меркель (Angela Merkel), министрами ее правительства, федеральным президентом, встречался с представителями деловых кругов Германии и украинской диаспоры, выступал перед публикой Фонда имени Кёрбера. В интервью DW внешнеполитический эксперт фракции ХДС/ХСС в бундестаге, председатель германо-украинской группы парламентариев Карл-Георг Велльман (Karl-Georg Wellmann) оценил деятельность нового украинского премьера и предложил не отказывать Украине в перспективе полноправного членства в Европейском Союзе.
Deutsche Welle: Владимир Гройсман находится с двухдневным визитом в Германии. Вы, господин Велльман, лично знакомы со многими действующими лицами сегодняшней украинской политики. Как вы оцениваете нового премьера? Это, с вашей точки зрения, тот человек, который способен ускорить процесс реформ на Украине?
Карл-Георг Велльман: Мы вчера вечером с ним встречались. Гройсман рассказал о положении дел на Украине и усилиях правительства по проведению реформ. На меня он произвел очень хорошее впечатление, на канцлера, судя по всему, тоже. Иначе она так однозначно не пообещала бы ему помощь в достижении безвизового режима.
— Безвизовый режим, похоже, дело решенное. А как быть с перспективой присоединения Украины к ЕС? Гройсман исходит из того, что в обозримом будущем это станет реальностью. Какие последствия может иметь Brexit для реализации таких планов? Не утратил ли ЕС способность к дальнейшему расширению?
— Не думаю. У Украины есть потенциал стать большим обогащением для Европейского Союза. У этой страны богатые промышленные и технологические традиции, и если ей удастся стабилизировать экономику и политическую ситуацию, то она может стать силовым агрегатом, мотором для экономики всего ЕС. Я поддерживаю Гройсмана. Когда Украина выполнит условия для присоединения к Евросоюзу, она может стать его членом. А почему, собственно, нет?
— Но Brexit, похоже, ввел Евросоюз в ступор. Неужели вы думаете, что тема присоединения Украины может оказаться на повестке дня?
— Я не считаю, что ЕС в ступоре. Реакция, которую мы видели в некоторых восточноевропейских странах, особенно в Польше, была очень позитивной. Мне кажется, для Польши это был такой оздоровительный испуг. Поляки должны намного более конструктивно — как это и было раньше — сотрудничать в рамках ЕС. Нам надо совместно разработать новые инициативы, придать больше динамики Евросоюзу, провести реформы. Это имеет отношение и к Украине, которой, однако, надо еще выполнить свои домашние задания.
Сближение с ЕС не будет проходить автоматически, программа реформ очень взыскательна — преодоление коррупции, создание правового государства, независимого правосудия. Думаю, что с Гройсманом это может получиться.
— Вернемся к Польше. Вы считаете, что Польша станет той страной, которая будет в рамках ЕС ратовать за сближение и углубление сотрудничества с Украиной. Я вас правильно понял?
— Да. Украинцы и так сильно ориентированы на Польшу, на польский пример. Из грубых ошибок, допущенных Дэвидом Кэмероном, нам всем следует извлечь уроки. В течение многих лет он говорил о ЕС только плохое. Похожее было слышно порой и из Польши. Мы все должны вновь осознать, что ЕС — это источник нашего благосостояния и безопасности. От большой и важной Польши в этом смысле многое зависит.
— Некоторые немецкие политики предлагают открыть для Украины перспективу присоединения к ЕС, чтобы — как это было и в случае других стран Восточной и Центральной Европы — создать стимул для ускорения реформ. Как вы относитесь к такой идее?
— Я считаю это очень умным предложением. Я лично убежден, что когда Украина будет соответствовать копенгагенским критериям стабильности, она, разумеется, сможет, если захочет, стать членом ЕС. И это надо четко сказать Киеву. Нельзя повторять ошибку, допущенную раньше в отношении других стран, той же Польши, которой в 90-е годы поначалу отказывали в европейской перспективе.
— Еще один вопрос, касающийся положения на востоке Украины. На пресс-конференции после переговоров с канцлером Гройсман несколько раз подчеркнул, что его цель — реинтеграция Донбасса. Это звучит иначе, чем децентрализация или особый статус…
— Одно не исключает другого. Я считаю, что Украина должна сейчас сконцентрироваться на том, чтобы отстроить те территории, которые не находятся под контролем сепаратистов. Конфликт не должен быть помехой. Ведь для многих он был предлогом не проводить реформы. Мол, пока идет война, мы не можем этого делать. Наоборот! Правительство Украины, ее президент должны обновить страну, сделать ее сильной. Тогда когда-нибудь и проблема Донбасса решится сама собой.