Киприоты-турки и киприоты-греки наконец за столом переговоров и несмотря на десятилетия вражды и разногласий, пришли к очень важным договоренностям.
В середине сентября в Никосии президент Республики Кипр Никос Анастасиадис и глава непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Акынджи при посредничестве ООН достигли беспрецедентного прогресса по самым конфликтным и острым вопросам, касающимся будущего Кипра: экономике, недвижимости, отношениям с ЕС, управлению и разделению власти.
«Если нам удастся до конца проявить волю, то к концу этого года будет заключено историческое мирное соглашение по объединению Кипра», — Анастасиадис после встречи с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном и представителями стран-членов Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке. «Турки и греки Кипра с 50-х годов пережили много боли и страданий, сейчас настало время простить друг друга и научиться вместе жить. Мы на финальной стадии мирного процесса», — призвал к тому же перед своим визитом в США Акынджи.
В Америке у главы ТРСК Акынджи запланированы несколько важных встреч-консультаций — с генсеком ООН, президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, вице-президентом США Джо Байденом, госсекретарем США Джоном Керри, министром иностранных дел Великобритании и др.
Однако независимо от того, как воспримут и что посоветуют им влиятельные политики мира, лидеры греческой и турецкой общины Кипра полны оптимистических прогнозов.
Судя по их заявлениям, уже в начале будущего года ожидается заключение мирного соглашения и объявления Кипрской Федерации. Будут сформированы федеральное правительство, парламент, и члены турецкой общины займут места в представительствах Кипра в различных структурах ЕС. В общем, один из самых застарелых и сложных конфликтов в Европе близится к мирному разрешению.
«Это действительно так: все дипломатические вопросы, связанные с урегулированием кипрского вопроса и объединением страны, полностью решены», — сообщил в интервью haqqin.az политолог, завотделом международных отношений Восточно-Средиземноморского университета в Северном Кипре (DAÜ) Эрол Каймак.
Население острова — и греки, и турки в какой-то момент осознали, что подошли в буквальном смысле к грани — мира или новой волны напряженности, практически войне. Или до конца этого года будет заключено мирное соглашение об объединении страны, создании нового федеративного государства на Кипре или же начнется новое противостояние с вовлечением приграничных с Кипром стран, считает Каймак.
Обращаясь к истории вопроса, кипрский политолог отметил, что с начала конфликта 1974 года стороны при посредничестве ООН беспрецедентно близко подошли к достижению мира. Все внешние игроки — США, ЕС, Турция и даже Россия в принципе поддерживают план мирного урегулирования кипрского вопроса. Главное же, что две стороны конфликта — греки и турки — фактически сами, без внешнего воздействия, преодолели на переговорах противоречия и сами сформировали модель урегулирования. Это очень важно, так как у киприотов не будет чувства, что кто-то что-то им навязал извне.
Анастасиадис как прагматичный политик поддерживает идею кипрской федерации. Как известно, федерация не предусматривает право выхода, как в случае конфедерации. «И принятие турками-киприотами федерации означает, что мы в будущем не будем делить страну. Это наш месседж всем международным организациям», — утверждает эксперт.
Понятно, что федерация — вынужденная мера, компромисс с обоих сторон конфликта. Кстати, любая федерация в мире — это вынужденный и компромиссный шаг, говорит Эрол Каймак.
Анастасиадису и Акынджи придется убедить свои народы забыть старые обиды и жить вместе в мире и согласии. Это очень сложно, так как греки пытались присоединить остров к Греции, а турки в ответ разделили страну. Но создания двух государств не получилось.
В данное время ситуация в регионе такова, что в случае срыва мирного процесса события могут пойти в непредсказуемом направлении. Не будет мирного договора — начнется мощное противостояние с непредсказуемыми последствиями. Повторно турецкая община на федерализацию не согласится и все усилия направит на легализацию ТРСК.
Кроме того, вблизи берегов Северного Кипра найдены гигантские запасы газа. Никосия давно планирует начать эксплуатацию этих месторождений. Естественно, ТРСК считает эти месторождения своими, как и территорию независимого государства Северного Кипра. В разработках газовых месторождений очень заинтересована Турция, близлежащие Египет, Израиль и даже есть наметки создания регионального союза этих стран.
Как известно, споры вокруг такого «взрывоопасного в прямом и переносном смысле продукта как природный газ часто ведет к войнам». Таким образом получается, что это последний шанс для мирного решения кипрского вопроса, сказал он.
По словам Каймака, схему решения кипрского вопроса сложно применить к карабахскому урегулированию. Дело в том, что у всех внешних игроков — «пятерки» в составе Совета Безопасности ООН и государств Евросоюза, а также непосредственно сторон конфликта есть общая позиция по будущему единого Кипра. Такой общей позиции у посредников и участников карабахского конфликта нет.
В решении кипрского вопроса заинтересованы все: греки-киприоты, которые хотят решить экономические проблемы, наладить отношения с Турцией, турки-киприоты, которые стремятся выйти из изоляции и стать частью Евросоюза, Турция, которая опасается еще одного конфликта на южных границах и собирается принять участие в энергетических проектах, ЕС, которому важно обеспечить мир на всем пространстве Евросоюза.
Что касается конкретно проекта «Кипрская Федерация», то, по словам эксперта, предполагается, что границы между двумя общинами останутся. Будет общее федеративное руководство, при демократической государственной системе возможно в полной мере обеспечение прав меньшинства. Самое сложное — это убедить народы принять компромисс в лице федерации, которую большинство греческой и турецкой общины не хотят, сказал он. Лидерам придется сделать так, чтобы все киприоты приняли этот путь и мирно сосуществовали в едином федеративном государстве, сказал Каймак.