Тонны плутония, которые Россия отказалась в дальнейшем передавать Соединенным Штатам на утилизацию, не могут быть использованы Москвой в собственных военных нуждах, поэтому у США нет оснований выполнять ультиматум президента РФ Владимира Путина. Об этом в интервью «Голосу Америки» заявил Павел Подвиг — независимый аналитик, основатель исследовательского проекта «Ядерные силы России», старший научный сотрудник Института ООН по исследованиям в области разоружения. Издание напоминает, что накануне Президент России Владимир Путин принял сегодня решение приостановить выполнение американо-российского соглашения об утилизации 34 тонн оружейного плутония, одновременно выдвинув ряд условий, не относящихся к теме ядерного разоружения и нераспространения: российский лидер потребовал от Вашингтона снять санкции и отменить закон Магницкого.
«Сложно представить себе, что США пойдут на то, чтобы обменять продолжение участия России в программе утилизации плутония на условия, перечисленные в законопроекте», — сказал аналитик, поясняя, что выдвинутые Россией условия возобновления действия соглашения нереалистичны.
«Программа утилизации плутония была важным шагом со многих точек зрения, но с точки зрения наличия плутония для военных программ, эта программа особой роли не играет, — рассказал эксперт. — Будут у России эти 34 тонны или их не будет – на общее состояние арсенала расщепляющихся оружейных материалов это влияния не окажет. Тем более, что в указе Путина и в последующих комментариях было подчеркнуто, что этот плутоний останется за пределами любого военного использования, – отметил эксперт, подчеркнув, что не понимает, почему США должны заботиться о том, чтобы Россия продолжала участвовать в соглашении.
В свою очередь «Радио Свобода» указывает со ссылкой на чиновников и экспертов, что США не склонны драматизировать решение Путина как не несущее реальной угрозы.
«Если президент Путин считает, что он может запугать Соединенные Штаты, он глубоко ошибается», — предупредил один из руководителей комитета по международным отношениям Конгресса демократ Эллиот Энгел.
Сотрудник Гудзоновского института в Вашингтоне Ричард Вайтц уверен, что в решении российского президента нет ничего, кроме пропагандистского содержимого на фоне давления, которое Вашингтон оказывает на Россию в ответ на ее агрессию.
«Мне этот шаг видится как попытка Москвы нанести упреждающий пропагандистский удар в ожидании заявления Белого дома о приостановке действия договоренности о сотрудничестве с Россией в Сирии, — заявил сотрудник Гудзоновского института в Вашингтоне Ричард Вайтц. — Кремль, громко оповещая об этом шаге, попросту пытается дать прессе новость, которая бы доминировала в новостном цикле. Объективно же говоря, решение о приостановке действия договоренности об утилизации плутония не возымеет реальных последствий», — сказал он, косвенно присоединяясь к мнению Подвига.
Как и его коллега, он выразил уверенность, что «требования», касающиеся выплат «репарации за ущерб, причиненный санкциями…, неприемлемы для Вашингтона». «Я предполагаю, что в Белом доме воспримут этот демарш как чисто пропагандистский шаг Москвы», — заключил он, добавив, что этот демарш Кремля означает, что на фоне сирийского разрыва между США и РФ потепления в отношениях между странами едва ли следует ожидать в ближайшее время.
Дэвид Кремер, бывший помощник госсекретаря США, сотрудник института Маккейна, сказал, что Москва ведет себя «возмутительно», выходя в одностороннем порядке из соглашения, а также проявляя агрессию в Украине и Сирии. «То, что он себе позволяет в Сирии, вообще не вписывается ни в какие рамки цивилизованного поведения. То, что он делает на Украине, имеет гораздо большие последствия, чем решение о приостановке действия договора об утилизации плутония», — комментировал эксперт поведение Путина, высказав мнение о том, что агрессивные акции РФ «должны получить твердый ответ со стороны Вашингтона».
Считая ответ администрации Барака Обамы на сирийские нарушения России недостаточным, он предложил ряд инструментов, которые могли бы жестко остановить Кремль. Среди них — закрытие неба над этой страной. «Мы должны создать бесполетную зону в Сирии для защиты мирного населения и предупредить Россию и Сирию, что самолеты, нарушившие зону, будут сбиты, — заявил аналитик. Что касается Украины, то он предложил продолжить санкционной давление до полного вывода российских войск из страны.