Хозяйственный суд Киева 17 октября вынес решение о том, что компания ESU, основной акционер «Укртелекома», должна выплатить государственному банку «Укрэксимбанк» более 800 млн грн. Это решение связано с иском банка по задолженности выплат по облигациям.
Суд решил иск удовлетворить частично и постановил «взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЕСУ» в пользу открытого акционерного общества «Государственный экспортно-импортный банк Украины» 671,3 млн грн основного долга, 103 млн грн пени, 25,9 млн грн инфляционных потерь, 10,2 млн грн годовых (3%) и 206 600 грн расходов по уплате судебной пошлины».
Почему мы об этом вообще пишем? Это решение — часть чуть более масштабной истории, которая для «Укртелекома» может кончиться сменой владельца. Крупнейший оператор фиксированной связи Украины, «Укртелеком», до 2011 года находился в государственной собственности. Попытки продать его предпринимались с 2004 года.
В 2011 году 92,79% акций компании получил малоизвестный австрийский фонд EPIC, которому принадлежала и компания ESU. На тот момент одним из самых вероятных покупателей называли группу СКМ, но официально ее представители отрицали причастность к сделке.
В 2013 году СКМ объявила о покупке у EPIC акций «Укртелекома»: СКМ и EPIC подписали договор о продаже 100% акций кипрской компании UA ТELECOMINVEST LIMITED, которой принадлежат корпоративные права ESU, которая в свою очередь является владельцем акций оператора.
Сделку 2011 года, по данным СМИ, частично профинансировали два государственных банка — «Укрэксимбанк» и «Ощадбанк». За какое-то время до выплаты второго транша ESU выпустила облигации на 4,2 млрд грн, которые выкупили оба банка. Когда в 2013 году СКМ купила «Укртелеком», выкупить облигации у банков группа компаний не смогла, объявив об отсрочке их погашения до 2017 года.
В финансовом отчете «Укртелекома» за 2015 год говорилось о том, что на погашение этих облигаций могут быть направлены средства от продажи «Тримоба». Если ESU не выполнит обязательства перед государственными банками до указанного срока, «Укртелеком» может перейти в их собственность.