«Европу, которой не чужды восстания против правящих кругов, накрывает волна популизма, пришедшая с Атлантики», — пишет в своей колонке журналист Financial Times Тони Барбер.
4 декабря, когда пройдут выборы в Австрии и референдум в Италии, грозит стать днем, когда, как в детской сказке, небо начнет падать на землю, отмечает Барбер.
Наибольшую обеспокоенность, по мнению журналиста, вызывают австрийские президентские выборы — большие шансы победить на них имеет ультраправый кандидат Норберт Хофер.
«Ни в одной европейской демократической стране ультраправого лидера не выбирали со Второй мировой войны», — пишет Барбер.
Между тем финансовые рынки больше тревожатся в связи с предстоящим итальянским референдумом об изменении конституции, предложенном действующим премьером Маттео Ренци. Инвесторы опасаются, что провал инициативы Ренци приведет к политической нестабильности, что скажется на хрупком банковском секторе страны.
И все же поражение Маттео Ренци может в итоге обернуться счастьем, которому несчастье помогло, отмечает журналист. Дело в том, что предложения премьер-министра включают в себя сокращение полномочий сената и укрепление центральных государственных институтов.
Согласно избирательному законодательству, вступившему в силу в июле, победителю парламентских выборов достаются дополнительные места, что гарантирует ему абсолютное большинство на пятилетний срок.
Эти изменения были проведены для сохранения власти Демократической партии Маттео Ренци или его центристских оппонентов. Однако инициатива может обернуться против своих создателей, пишет Барбер.
«Если [конституционные] реформы пройдут, а на выборах в 2018 году победит партия «Пять звезд» комика и блогера Беппе Грилло, это специфическое политическое движение будет контролировать как правительство, так и парламент до 2023 года», — продолжает журналист и приводит для наглядности цитату Грилло в связи с победой Дональда Трампа: «Именно те, кто рискует, упрямые люди, варвары будут двигать мир вперед. Мы варвары!»
Что касается Австрии, победа на президентских выборах Норберта Хофера откроет дорогу его ультраправой Австрийской партии свободы к торжеству на парламентских выборах в 2018 году. «И это станет шоком для Европы», — пишет журналист FT.
Теме европейского популизма посвящена и редакционная статья в Times: «Искра популистской революции может перекинуться через Атлантику и устроить лесной пожар в политике Италии, Нидерландов и, что особенно важно, Франции».
В то время как французские города сотрясают террористические нападения, следующему президенту страны необходимо создать условия, в которых мусульмане будут чувствовать себя интегрированными в общество, отмечает газета.
Однако нынешняя предвыборная кампания скорее обнажит проблемы Франции, нежели покончит с ними, пишет Times, приводя слова писателя Андре Мальро: когда французы борются с внешним врагом, они могут быть неповторимы, но «когда они борются сами за себя, они — ничто».
Не считая лидера ультраправого «Национального фронта» Марин Ле Пен, за президентское кресло, вероятно, будут бороться бывший премьер-министр Ален Жюппе, экс-президент Николя Саркози и еще один бывший премьер Франсуа Фийон. Все эти три кандидата вполне могут считаться представителями истеблишмента, отмечает Times.
Если, как ожидается, Марин Ле Пен выйдет во второй тур выборов, ее сопернику будет нужно объединить электорат проигравших кандидатов и сформировать перед избирателями образ будущего Франции — в котором нет места расизму, уважаются права рабочих, но осознается необходимость трудных экономических решений, пишет издание.
«Не похоже, что госпожа Ле Пен, с ее жаждой занять президентский пост, готова потребовать от французов пойти на непопулярные экономические жертвы и сможет остановить скатывание страны к статусу «больного человека Европы», — утверждает Times.
В то время как Британии необходим сильный Евросоюз, способный провести внутренние реформы и заключить справедливую сделку с Соединенным Королевством, заключает газета.
Leave a Reply