В период предвыборной гонки Дональд Трамп неоднократно подчеркивал, что президенту следует быть непредсказуемым, когда речь идет о внешней политике. Кажется, ему самому это удалось, пишет «Голос Америки».
Сегодня, когда до вступления избранного президента в должность осталось 8 недель, многие эксперты в сфере внешней политики признаются, что не имеют ни малейшего представления о том, какую именно внешнюю политику он намерен проводить.
«Это напоминает новую форму «кремлинологии» – мы пытаемся расшифровать, каким путем он собирается идти», – шутит главный редактор журнала The American Conservative Дэниел Ларисон.
Трамп, бизнесмен-миллиардер, называющий себя мастером переговоров, придерживается двух, казалось бы, противоречащих друг другу подходов к внешней политике.
Подчас он призывает к большей сдержанности в мировых делах, утверждая, что США уделяют слишком много внимания другим странам, забывая о себе.
Вместе с тем иногда Трамп высказывается в противоположном ключе – например, угрожая массированными бомбардировками территорий, находящихся под контролем «Исламского государства», а также заявляя о намерении совместно с американскими компаниями «взять под контроль нефть».
После победы на выборах Трамп, похоже, отошел от некоторых наиболее радикальных предложений в области внешней политики, высказанных им в ходе кампании или, по крайней мере, не акцентирует их, как прежде.
В то же время избранный президент уже объявил о предстоящем назначении некоторых «ястребов» в вопросах безопасности на ряд постов в новой администрации, что, по-видимому, противоречит концепции «невмешательства».
В частности, Трамп заявил о назначении отставного генерала Майкла Флинна на пост советника по национальной безопасности, а конгрессмена Майка Помпео – на пост главы ЦРУ.
Взгляды как того, так и другого не имеют ничего общего с изоляционистским мировоззрением.
На пост представителя США в ООН Трамп назначил губернатора Южной Каролины Никки Хейли. Как и Помпео, Хейли – скорее «ястреб» со взглядами, характерными для республиканского истеблишмента.
Однако означают ли назначения Трампа, что интервенционистские тенденции взяли в нем верх над изоляционистскими?
Приоритеты Трампа в вопросах внешней политики станут яснее, когда он назначит на ключевые посты – в том числе на посты глав Госдепартамента и минобороны – своих политических союзников.
Ранее Трамп обещал, что под его управлением проверенным стратегическим моделям будет положен конец.
«Мы должны быть непредсказуемыми, – заявил Трамп. – И мы должны быть непредсказуемыми, начиная с сегодняшнего дня».