С ценарий оккупации Беларуси под маркой учений Запад-2017 рассматривается западными военными аналитиками как вероятный. К нему на всякий случай готовятся и собираются отреагировать. Отреагировать жестко.
О том, как именно Запад должен будеть реагировать, рассказал Филип Питерсен, в прошлом аналитик разведки Оборонного разведывательного агентства и политический аналитик в аппарате министра обороны США, а ныне вице-президент Фонда «Потомак».
В Фонде «Потомак» Филип Питерсен три года занимался проектом политики безопасности на постсоветском пространстве, который включал многочисленные поездки по всем 15 бывшим советским республикам, а также интервью с 400 высокопоставленными должностными лицами. Кроме того, он возглавлял в свое время делегации Конгресса США в Венгрию, Польшу, Эстонию, Латвию, Литву и Грузию, которые содействовали членству этих стран в НАТО.
В конце января этого года под эгидой Фонда и при активном участии Филипа Питерсона в Варшаве прошел мозговой штурм под названием «Hegemon». Это разработанная Фондом геостратегическая симуляционная игра, целью которой является моделирование возможных сценариев развития событий, их последствий и вариантов ответа них.
Чтобы оценить всю серьезность мероприятия, достаточно сказать, что в нем принимал участие Филип Бридлав, генерал ВВС США, в недавнем прошлом Верховный главнокомандующый Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе.
В польской столице моделировались сценарии, связанные с безопасностью Балтийского региона. Беларуси отводилась ключевая роль.
Рассматривался сценарий организованного Кремлем переворота в Беларуси, в результате которого Лукашенко отстраняют от власти, заменяя его полностью лояльной фигурой из белорусского генералитета. После чего наша страна используется как плацдарм для военной угрозы странам Балтии и Польше.
Филип Питерсон в интервью польскому изданию wPolityce.pl рассказал, чего можно ожидать Беларуси при таком развитии событий.
Тут есть две новости, хорошая и плохая.
Начнем с плохой, она очень короткая — военного вмешательства для защиты нашей страны в случае агрессии России не будет.
Хорошая новость состоит в том, что Беларусь граничит сразу с тремя странами — членами Североатлантического альянса, поэтому реагировать на возможную оккупацию собираются жестко. Жестче, чем на аннексию Крыма и вторжение на Донбасс.
«Мое самое сильное беспокойство вызывает возможная оккупация Беларуси Россией. Если гвардейская танковая армия будет на границе с Польшей, это меняет всю ситуацию. Мы должны думать над тем, что мы можем сделать для обеспечения суверенитета Беларуси. Конечно, мы не можем защищать его в военном отношении, но мы можем применить санкции против России. Только на этот раз не постфактум, как в случае Украины и не ограниченные во времени, а опережающие и постоянные», — сказал Филип Питерсон.
Такими санкциями должно стать исключение России из системы SWIFT, которая представляет собой международную сеть обмена информацией между банками.
«Это стало бы мощным шоком для российской экономики. Без SWIFT торговля будет парализована, что, в свою очередь, приведет к экономической блокаде Москвы. Крах для российской элиты, в том числе, ближайшего окружения Путина», — заявил военный стратег.
По его словам, исключение из системы SWIFT должно быть автоматическим в случае захвата Беларуси Россией. А единственным условием возврата в нее — вывод российских войск и восстановление белорусского суверенитета.
«Мы не поклонники Лукашенко. Мы не считае Беларусь демократическим государством, и мы знаем, что выборы в этой стране не являются свободными. Тем не менее, у белорусов никогда не будет ни того, ни другого — ни демократии, ни свободных выборов, если они потеряют суверенитет. Русские должны понять, что либо они станут играть по международным правилам, либо будут страдать от последствий. Выбор за ними. Русские также должны понимать, что если их танковая армия двинет на Польшу, тут ее и похоронят, а Россия потеряет Калинград. Это наверняка и не подлежит обсуждению», — заявил Филип Питерсон.
Он также добавил, что сценарий, который разыгрывался в Варшаве — свержения Лукашенко и оккупации Беларуси, категорически нельзя допускать.
«Мы не можем себе этого позволить», — резюмировал военный стратег.
Звучит довольно обнадеживающе. Кажется, угроза «похоронить» российскую армию и лишить Россию Калининградской области звучит впервые. А там язык силы понимают, должно подействовать.
Но все же тут есть два «но».
Первое: поведет ли себя нынешний американский президент в соответствии с жесткой линией, изложенной Питерсоном? Большой вопрос.
Второе: ранее финский аналитик высказывал предположение, что текущий конфликт Беларуси и России может быть всего лишь маскировкой, отвлекающим маневром для проведения военных приготовлений. Совместных военных приготовлений. То есть Беларусь может оказаться не жертвой, а соучастником агрессора. Такой вариант тоже нельзя исключать.
Дмитрий ГАЛКО, «Белорусский Партизан»