«Мы должны защитить страны, находящиеся на передовой линии огня Путина», — под таким, взятым будто из военных времен, заголовком Times публикует статью известного политического комментатора и обозревателя журнала Economist Эдварда Лукаса.
Кого Лукас имеет в виду под словом «мы», становится ясно из подзаголовка статьи: «В условиях нерешительности со стороны США, Германии и Франции обязанность защитить северные и прибалтийские страны от России ложится на Британию».
«Конец эпохи Pax Americana в Европе витал в воздухе на проходившей в минувшие выходные в Мюнхене конференции по безопасности», — пишет Лукас.
Выступление на ней американского министра обороны Джеймса Маттиса он называет коротким и разочаровывающим, а вице-президента Майка Пенса — неубедительным. Оба они, по мнению Лукаса, не смогли привнести порядок в созданный небрежными высказываниями президента Трампа хаос.
На словах Европа по-прежнему может надеяться на лучшее, но кулуарные разговоры со многими делегатами убеждают автора статьи, что на самом деле ведется подготовка к худшему.
И Британии в этой ситуации, утверждает Лукас, выпадает особо важная роль: «Брексит» выводит нас из Европы, но мы становимся незаменимой внешней военной силой в новом эпицентре европейской политики: странах Балтии».
«Впервые после 80-х годов у Британии появляются в Европе серьезные военные обязательства, — пишет Лукас. — Мы — ключевая сила НАТО в Эстонии, и именно на нас падает задача предоставления этой стране военного контингента и координация ее обороны. В Латвии эту роль выполняет Канада, в Литве — Германия, а в Польше, мы надеемся, — США».
Перед британским батальоном в Эстонии стоит задача, которую британские вооруженные силы не решали уже свыше 30 лет, продолжает обозреватель. В Ираке и Афганистане мы воевали с повстанцами, самым смертоносным оружием которых были самодельные мины. Россия же — противник мирового уровня, полагает автор статьи. У нее нет военной мощи СССР, но Путин сумел направить полученные от импорта нефти и газа средства на перестройку своих вооруженных сил.
В некоторых областях, в частности в противовоздушной обороне, на стороне России — превосходство. Она также превосходит страны НАТО в Европе по численности боевой техники и артиллерии.
Это все серьезные проблемы. У Эстонии своих сил ПВО нет. Базирующиеся там самолеты Королевских ВВС призваны защитить страну от российского вторжения, но они не смогут вести настоящую войну наряду с наземными частями британской армии. Королевского ВМФ в регионе нет вовсе. «Как в случае кризиса мы будем укреплять свои войска в Эстонии? — задается вопросом Лукас. — Раньше ответом на этот вопрос был «звонок в Пентагон». Теперь нам нужно искать другое решение».
Еще один тревожный фактор — способность России быстро одержать победу путем резкого повышения своего силового давления. Что можно будет сделать, если Россия объявит страны Балтии закрытыми для полетов военной авиации, а серьезность своих намерений подтвердит выпуском небольшого ядерного заряда? Британские стратегические ракеты «Трайдент» направлены на борьбу с апокалипсисом, а не с мелкими хитростями и блефом. Опять, без поддержки Америки, по мнению автора статьи, Британия выглядит уязвимо.
Ситуацию усугубляет раздробленная система региональной безопасности. Швеция и Финляндия в НАТО не входят и в ближайшее время вступать в альянс не собираются. Норвегия и Исландия входят в НАТО, но не в ЕС, который постепенно наращивает свой оборонный потенциал. Дания входит в ЕС, но вышла из провозглашенной Брюсселем единой политики в области безопасности и обороны.
«Nordefco» — объявленная Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией программа координации оборонительных усилий — существует только на бумаге. Четырем небольшим северным странам не нравится та ведущая роль, которую взяла на себя Швеция — крупнейшее, богатейшее (и самое самоуверенное) государство региона, говорится далее в статье. Военная доктрина Дании ограничивается экспедиционными силами и не предполагает защиту своей территории. Страны НАТО в регионе всерьез опасаются снижения ясности гарантий своей безопасности со стороны альянса.
Ситуация меняется, но постепенно. Девять стран региона — пять северных, три прибалтийских и Польша — ускоренными темпами создают новые партнерские отношения в области безопасности. Основаны они на обмене разведданными, совместных военных учениях и снижении юридических и дипломатических барьеров.
Так, например, входящая в НАТО Эстония и не входящая в альянс Финляндия совместно приобрели у Южной Кореи гаубицы. Финляндия подписала целый ряд двусторонних оборонительных соглашений. В Швеции внесли в законодательство поправки, позволяющие вооруженным силам других государств (читай НАТО) проводить операции на ее территории. Стокгольм также готовится к присоединению к возглавляемым Британией экспедиционным силам для размещения в горячих точках. Такой точкой могут стать страны Балтии. Консервативное правительство Польши, которая раньше концентрировала свои оборонительные усилия на НАТО, теперь стремится заключить военный альянс со Швецией.
«Главный ускоритель всего этого процесса, конечно же, Путин, — считает Лукас. — Его угрожающее поведение заставило НАТО избавиться от иллюзий относительно партнерства с Россией и сосредоточиться на планировании обороны находящихся на передней линии государств. Изощренный пропагандистский трюк Кремля состоит в том, что, избавив Запад от самоуспокоенности, Россия теперь решительно осуждает все запоздалые попытки укрепить оборону как «бряцание оружием» и грозит решительными контрмерами».
Однако призванный защитить военный вакуум затвор в виде северно-балтийско-польского мини-НАТО нуждается во внешнем руководстве страны с более внушительным дипломатическим и военным влиянием. В условиях нерешительности со стороны США, Германии и Франции такой страной может быть только Британия. И ее роль в Эстонии, по всей видимости, лишь начало нашего втягивания в балтийский регион.
«Наши политики должны научиться объяснять необходимость таких мер, — считает автор статьи. — Для начала им следует недвусмысленно говорить о серьезности российской угрозы для Британии, причем не только военной, но и в области подрывной деятельности.
В условиях выхода из ЕС они должны подчеркивать необходимость друзей в Европе. Они должны говорить о том, что у нас нет более достойного союзника, чем хорошо управляемая и англофильски настроенная Эстония. Эстонские военные воевали бок об бок с нашими в Афганистане и несли там серьезные потери. Век назад Королевский ВМФ обеспечил независимость Эстонии. Страны Балтии жестоко пострадали от России. Ответственность за это отчасти лежит и на нас. Теперь наш моральный долг помочь им».
Повышение обороноспособности союзников укрепляет и собственную безопасность Британии. У Финляндии и Польши есть совместные ракетные силы, оснащенные американскими ракетами «воздух-земля» JASSM. Это реальная мощь, которую российские ПВО сбить не в состоянии. Военная авиация и подводные лодки Швеции, как и артиллерия в Финляндии — лучшие в мире.
«Если мы поможем слить все эти силы воедино, вероятность войны с Россией для всех, в том числе и нас, значительно снизится», — так заканчивает свою статью в Times Эдвард Лукас.
Leave a Reply