Как стало известно Guardian благодаря рассекреченным документам разведки, одна из самых популярных киноактрис послевоенной Германии работала на советскую разведку.
Марика Рёкк, которой в свое время на два года было запрещено сниматься в кино и выступать на сцене из-за ее очевидной близости к нацистскому режиму, на самом деле с 1940-х годов работала на разведывательную сеть, передававшую секреты Третьего рейха в Москву.
Родители Рёкк были венграми, ее детство прошло в Будапеште и Париже. В 1920-1930 -х годах она была звездой оперетты в варьете европейских столиц, а в эпоху нацизма была звездой кино Третьего рейха. Она считалась одной из любимых актрис Гитлера, и, говорили, была в отношениях с министром пропаганды Геббельсом — в общем, была обласкана нацистским режимом. В общей сложности она снялась в главных ролях почти в 40 фильмах и умерла в возрасте 90 лет в 2004 году.
Считается, пишет газета, что Рёкк была завербована в качестве агента НКВД ее собственным менеджером Хейнсом Хоффмайстером, который уже работал на советскую разведку. Но остается неясным, какую информацию актриса и ее муж режиссер Георг Якоби, могли передавать в Москву.
Ссылаясь на рассекреченные архивы, газета пишет, что актриса была членом шпионской сети Krona. Эта сеть передавала сведения высочайшей секретности, в том числе планы по операции «Барбаросса» и Курской битве.
Сеть возглавлял легендарный советский шпион Ян Черняк, по прозвищу «человек без тени». Сам Черняк был завербован советской военной разведкой во время учебы в Берлине в 1940-х годах. В его сеть входило около 35 агентов: банкиров, военных чиновников и секретарей, а также актриса Ольга Чехова, пишет Guardian.
Впервые Рёкк заподозрила в шпионаже западногерманская организация «Гелен», (предшественница нынешней внутренней разведки Германии) в ноябре 1951 года. Как раз в этом году актриса заявила, что покидает сцену и собирается открыть бутик по продаже швейцарского шерстяного трикотажа в Дюссельдорфе.
Но, как следует из документов, разведка посчитала, что это был отвлекающий маневр, который лишь позволял ей продолжать шпионить на СССР.
Знала ли Рёкк, что она находилась под подозрением в шпионаже, были ли сделаны какие-либо попытки помешать ей продолжать участвовать в передаче данных? Конкретных данных о том, что же она делала, в документах нет.
Leave a Reply