Заявления о перевооружении России оказались пиар-мифом

Последние 10 лет медиапространство Рунета буквально завалено бесконечными рапортами и новостями о грандиозном перевооружении, новом облике, вставании с колен, зашнуровыванием берцев ну и прочими подобными плодами эпистолярного жанра. Но, почти никто не взялся рассмотреть детально, чем же вооружают в последние годы тех, кто вновь решился бросить вызов Западу и блоку НАТО (и его союзникам) в частности.

За 3 года до окончания этих грандиозных планов пришла пора подвести первые их итоги. Разобраться порой действительно непросто — цифры новой и модернизированной техники объединяют, под единицами вооружений вовсе неясно что подразумевают (а техникой кличать можно и полевую кухню при желании). Но объемы поставок действительно порой впечатляют (один пункт выхода на 70% современных вооружений чего стоит), а вот чтобы их собрать и проанализировать (уж не говоря про сравнить с потенциальным противником) тут с этим весьма скудно. Этим и попробую заняться в посте ниже. Маленький спойлер — провалив почти все проекты новых систем вооружений, РФ опять пытается выехать на пресловутом советском заделе и продолжает и дальше давить этот тысячу раз выжатый и высохший лимон.

Война в Грузии 2008 года вскрыла военному и политическому руководству РФ всю глубину отсталости и ущербности существующего парка вооружений и системы управления войсками. Несмотря на вполне приемлемые для себя результаты вторжения (потеря десятков солдат за 5 дней не в счет), Кремль и Генштаб пришли к выводу, что армию необходимо срочно перевооружать и реформировать. Второй пункт был выполнен и даже перевыполнен — дивизии свели в бригады и снова развернули в дивизии, а вот с первым оказалось «не все так однозначно». Если в первые 3 года с начала активной фазы крупных закупок (государственная программа развития вооружений 2010-2020 — ГПВ-2020) нефтедоллары еще позволяли массово приобретать новое оружие и модернизировать устаревшее, то очень скоро стало ясно, что процесс зашел в тупик. Причинами стали:

  • ограниченные производственные мощности
  • нехватка профессиональной рабсилы
  • зависимоть от импорта, в разы обострившаяся к началом агрессии против Украины и ставшая настоящей катастрофой для ВПК РФ
  • экономический кризис, начавшийся в 2013 году и превратившийся в снежную лавину годом спустя
  • огромные просчеты в планировании госзакупок вооружений, приведшие к хроническим срывам сроков поставок
  • тотальная коррупция
  • и, наконец, провал целого ряда флагманских проектов в виду комплекса факторов, ключевым из которых, на мой взгляд, явилась извечная тамошняя традиция низов «слегка» преувеличивать свои возможности в глазах высокого начальства
Проблемы, нашедшие свое отражение уже в самом начале процесса перевооружения

с начало кризиса достигли поистине катастрофических масштабов

Но все эти инфографики мало чего стоят если не разобрать их детально, а в деталях, как известно, кроется самое интересное. Так чем же конкретно собрались вооружать РА? Я решил взглянуть на картину немного иначе и максимально упрощенно. Оценивая бравурные рапорты и по крупицам выуживая ценную информацию, легко потеряться в тоннах цифр и других данных, поэтому предлагаю сконцентрировать внимание на главном — основные типы вооружений всех видов войск. Чем по большей части вооружены и планируется вооружить РА в ближайшие годы. Самые распространенные танки, корабли, самолеты итд. Другими словами каким оружием чаще других будут оперировать ВС РФ.

Начнем с авиации. Существует целый ряд типов боевых самолетов, но лишь один призван обеспечить завоевание и удержание господства в воздухе, которое позволит остальным выполнять свои функции — это истребители.

Планировалось:

(с) http://vpk-news.ru/articles/12848

Получили в реальности:

(С) http://sdelanounas.ru/blogs/88553/

Как видим выше, основным истребителем ВКС РФ собирались сделать Су-35С при поддержке первой в ВКС РФ машины 5-го поколения Т-50 (ПАК ФА), но все мечты (а иным словом это не назовешь) разбились о суровую реальность. ПАК ФА фактически остался лишь пиар-проектом, а темпы производства Су-35С оставляют желать лучшего и уже никак не достигнут запланированных ранее 120 единиц. МО РФ тоже вынуждено было скорректировать свои заказы, и на сегодняшний день закупило всего 98 машин двумя партиями — 48 (в 2009 году) + 50 (в 2015 году) со сроком окончания поставок к 2020 году. Сроки выполнения даже этих скорректированных контрактов вызывают большие сомнения, учитывая более чем скромные темпы производства до сих пор. Так, последние машины из первой партии контракта 2009 года удалось поставить лишь в 2016 году — спустя 7 лет.  Тут стоит напомнить, что Су-35С фактически является модернизацией Су-27 — машины, идущей своими корнями к проекту на рубеже 60-70 гг. И этим в общем-то все сказано.

То же касается и другой машины на базе Су-27 — Су-30, которую, видимо, сегодня решено сделать бюджетной альтернативой«вставшего» проекта ПАК ФА. Несмотря на ранние планы закупок всего шести десятков самолетов этой модели конца 80-х прошлого века, сегодня их уже насчитывается более 100 бортов. Правда с этим самолетом другая проблема — катастрофическое качество производства и в частности его двигателей. Так, например, индусы, накупившие более 2 сотен этих машин, уже несколько лет не скрывают своего недовольстванадежностью этого самолета.

Третий распространенный истребитель на вооружении РА — Миг-29. Из около 200 машин этого типа (всех вариаций) только 78 бортов новой постройки причем почти половина из них (34) —  плод скандального «алжирского контракта», когда арабы(!) забраковали целую партию самолетов, которые ВКС РФ позже с радостью взяли себе. Остальные же Миг-29, давно выработали свой ресурс и в большинстве своем даже не предназначены для программ по модернизации. Заменить ихпланировалина глубокую модернизацию этой же модели, получившую название Миг-35, но последний находитсялишь на первичной стадии испытаний и сроки начала его серийного производства более чем туманны. Разумеется, ни о какой партии в 30 машин к 2020 году не может идти и речи.

Вертолеты

Основу их парка как составляли машины семейства Ми-8, так и составляют. Сколько не пиарили Ночных Охотников, Черных Акул и прочих Аллигаторов, старая добрая восьмерка продолжает выручать авиапром РФ и являть собой основу армейской авиации ВС РФ. Несмотря на все гирлянды в виде блоков вооружения, это по прежнему по своей сути все тоже эхо 60-х прошлого столетия. Не случайно, что на их счету почти треть потерянных в Сирии вертолетов. В той самой Сирии, из которой сделали выездную выставку новинок ВПК РФ. Причем абсолютно не скрывая это и заявляя про то громогласно.

Проект Ка-60 (снова привет из 80-х), который призван был прийти на замену Ми-8, также встал мертвым грузом. Из запланированных 100(!) машин, осилить удалось лишь считанные единицы. Серийного контракта вертолет до сих пор так и не дождался.

Что касается ударных вертолетов нового поколения Ка-52 и Ми-28, общее количество которых к 2020 ожидалось в районе 350 единиц, то темпы их производства (в строю около 90 машин каждой на конец 2016 года) дают понять, что заявленные планы также будут сорваны. И это несмотря на все бравурные рапорты уже в 2015 году, в которых заявляливыход на советские объемы производства. В итоге к 2020 году основным боевым вертолетом РА с огромным отрывом останется все тот же старичок Ми-8. Пускай и новой постройки.

БПА

Еще одна область, которую редко упоминают в программе перевооружения, но которая является неотъемлемой ее частью — беспилотники. Морские (подводные и надводные), сухопутные, авиационные. Про них лучше не вспоминать. Достаточно взять авиационную составялющую. Самым массовым БПЛА в РА на сегодняшний день является Zala 421-08. Для всех силовых ведомств их выпустили около 400 единиц. Самым массовым БПЛА в США является Raven. 10 тысяч(!) единиц. С ударными БПЛА все еще печальнее. Несмотря на миллиарды, потраченные на эти цели, ВКС РФ так и не получило ни одного ударного беспилотника. Для сравнения в тех же США машин подобного класса насчитывается около 150 бортов. Про сухопутные и морские БПА заводить разговор не будем.

Флот

На переоснащение ВМФ РФ планировалось выделить более всего средств — 26% от общий затрат на ГПВ-2020. На практике это должно было отразиться в поставке флоту:

-8 ПЛАРБ Борей и около 130 БРПЛ Булава для их оснащения
-8 многоцелевых АПЛ Ясень
-8 неатомных подлодок
-51 надводный корабль, в том числе 14–15 фрегатов и до 25 корветов

Здесь я позволю себе процитировать одного из московских экспертов:

«Разработка ГПВ–2020 заставила Министерство обороны утвердить стратегические задачи флота и, соответственно, приоритеты его развития. На первом месте остаются морские стратегические ядерные силы, затем следует развитие группировки неядерного сдерживания на основе многоцелевых атомных подводных лодок с кры латыми ракетами, следующий приоритет — развитие сбалансированных систем связи, целеуказания, обеспечения, которые позволят эффективно применять эти силы, и замыкает перечень развитие системы позиционирования ВМФ 15. На момент утверждения ГПВ–2020 был закрыт вопрос о создании флота океан ской зоны и глобальном проецировании военно-морской мощи — строительство авианосцев, крейсеров и эсминцев в рамках ГПВ–2020 не планируется.. Особое значение в рамках ГПВ–2020 придается оснащению флота 8 атомными подводными ракетоносцами Борей и 8 новыми атомными многоцелевыми подво дными лодками Ясень, способными наносить удары по целям на суше и море кры латыми ракетами большой дальности.

Планы принять на вооружение в 2013–2020 гг. в дополнение к уже переданному флоту стратегическому подводному крейсеру Юрий Долгорукий еще 7 новых аналогичных подлодок класса Борей и 8 многоцелевых атомных подводных лодок класса Ясень невыполнимы. Для этого необходимо возродить темпы и масштабы производства, характерные для лучших лет советского ВПК: в 1980–1988 гг. в Северодвинске было построено 18 атомных подводных лодок, причем строительство каждой из них продолжалось 4,5–5 лет.»
(с) Юрий Федоров.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЙ–2020: ВЛАСТЬ И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ № 4 (107), Том 19

 

Статье 3 года, но актуальности своей она не потеряла. В итоге:

— из 8 ПЛАРБ Борей флот получил только 3 лодки. Учитывая нынешний темп строительства по 8-9 лет на каждую, к 2020 году ВМФ РФ получит еще не более одной лодки
— план на постройку 8 АПЛ Ясень был сокращен до 6 субмарин, но и он не выполнен — ни одна лодка не вышла даже на этап испытаний, а одна и вовсе не заложена
— из 8 неатомных подлодок флот получил только 2, а еще 4 лодки даже не заложены
— из 15 фрегатов (проекты 22350 и 113556) флот получил лишь 2 (правда один почти сразу сломал), еще 2 на стадиях испытаний, а строительство 5 кораблей даже не началось
— из 25 корветов (проекты 20380, 20385, 20386) флот не получил ни одного

Резонно спросить — а где же флот? Где все то, чем морская держава собралась отвечать флотам НАТО и демонстрировать флаг на морских просторах? Ответ есть. Но он лежит совсем в иной плоскости. Завязнув в долгостроях подлодок и так и не найдя ресурсов для крупнотоннажных кораблей типа эсминцев (к слову США накануне спустило на воду 65(!) эсминец Арли Берк), ВМФ РФ пошло путем иранцев. Да да, иранцев. Основу надводной части нового флота РФ составляет сегодня«москитный флот». Трудно сказать насколько такой ход последовал по результатам известных учений ВМС США… Как бы там ни было, отныне именно целому флоту малых быстрых кораблей, вооруженных ракетами, предназначено обеспечивать защиту морских рубежей страны. Про владычицу морскую на океанских просторах уже никто не помышляет. Последняя попытка с покупкой вертолетоносцев во Франции, как известно, потерпело оглушительное фиаско и на этом поставили точку. Разговоры про отечественные авианосцы так и остались голубой мечтой диванных романтиков-фантастов.

Сухопутные войска

Танки

Про провалившийся проект Арматы вспоминать не будем. Что же остается? Все тот же Т-72 и его модификации. 2300 новых танков — это то, чем собирались вооружить сухопутные войска за 10 лет. Это то, что призвано стать стальным кулаком любой наступательной операции. Как и в случае с ПАК ФА, вместо несостоявшейся новинки МО РФ снова пришлось закупать устаревшую машину. Ну, а так как темпы производства и модернизации уже стоящих на вооружении танков оставляют желать лучшего, то было принято решении вернуть с консервации и другие модели. В любом случае основой танкового парка к 2020 году будут составлять все те же Т-72 (и его клоны), ведущие свою историю от проекта 1967 года и вооруженные все той же пушкой проекта конца 60-х. К слову сказать, новейшие Т-90 вооружены тем же орудием.

БМП и БТР

С большой помпой представленные 2 года тому назад новые линейки бронетехники Курганец и Бумеранг, так и остались сырыми проектами на стадии испытаний. Серийных закупок машин на их базе так и не было осуществлено до сих пор. В итоге сухопутные войска РА встретят 2020 год все на тех же БМП-2 и БТР-80 родом из 70-х годов прошлого века. Все остальные проекты и модели недостойны упоминания по причине либо отсутствия серийных закупок, либо слабым насыщением ими линейных частей.

Артиллерия

Планами ГПВ-2020 предусматривалась также поставка 2000 самоходных артиллерийских установок (САУ). На деле же выпуск новейшей самоходки Коалиция-СВ ограничился десятком машин и … красочной страничкой на сайте Википедия. Основой же парка САУ РА остаются Мста-С (600 машин проекта 1980 года) и легендарная Акация (800 машин проекта 1967 года)

Пожалуй единственным светлым пятном во всей этой истории с перевооружением являются Ракетные войска СВ. Забуксовав на старте, ОТРК Искандер сумели нагнать сроки и к 2020 году армия все же получит долгожданные 10 бригад этой системы.  Кстати, тоже родом из СССР (проект одобрен в 1988 году). Пока же наиболее массовым тактическим ракетным комплексом на вооружении РА остается Точка-У проекта 60-х годов прошлого века.



Стрелковое оружие

Запаздавшие на несколько десятилетий планы по замене АК-74 так и не были реализованы. Священная корова под именем «автомат Калашникова» продолжает связывать генералов РА по рукам и ногам. Конкурс на его замену длился несколько лет и в итоге так и не привел к однозначному выбору. Про массовое же серийное производство не идет и речи.

В нише армейских снайперских винтовок за несколько десятилетий ВПК РФ так и не смог предложить ничего лучше косметической модернизации легендарной, но давно устаревшей, СВД.

Эпопея с армейскими пистолетами достойна отдельной статьи. Достаточно лишь отметить, что в этой нише по прежнему центральное место занимает пистолет Макарова разработки 1948 года (желающим парировать американским 1911, советую хорошенько подумать).



Итоги

Можно было бы добавить разделы про РВСН, инфраструктуру, систему набора кадров и их подготовку, уровень укомплектования частей личным составом и многое многое другое, но, во-первых, часть тем уже была мною затронута ранее, а во-вторых, достаточно и упомянутого выше, дабы не утомлять читателя еще больше. Подводя итог,приходишь к однозначному выводу — программа перевооружения РА под названием ГПВ-2020 потерпела полный крах. Будем называть вещи своими именами. Поставленная цель достижения доли 70% современных типов вооружения даже после массового снятия с вооружения старого оружия недостижима по двум причинам:
1. Почти все сроки поставок новых систем были сорваны
2. Оружие советской эпохи, даже последних лет выпуска, это все еще советское оружие — от того, что у вас новый лук со стрелами, а не доставшийся от деда, против мушкета это мало поможет. 

К 2020 году, и, вероятнее всего, десятилетием позже, ВС РФ будут вооружены по большей части все тем же советским оружием и их прямыми потомками со всеми вытекающими. Более того, с нынешним темпом развития прогресса, где компьютеры устаревают за 3 месяца, любая долгосрочная кампания по перевооружению — процесс заведомо бесперспективный. Это погоня за тенью. В условиях же РФ, с ее укорененным отставанием в технологиях от Запада и Китая, 10-летний план по переоснащению армии это затея, изначально обреченная на провал — к ее окончанию возраст одобренных в самом ее начале систем вооружения достигнет как минимум 15 лет. Учитывая же, что в случае с РА речь идет зачастую о по сути советском оружии в новой краске и под новым флагом, то можно себе представить истинный возраст этих систем вооружений. 

Так что же имеем в остатке после всех этих грандиозных планов? Новая форма, отмена портянок и подворотничков, возвращение тачанок…вот в общем-то и все. Скандал? Да. Распил и пыль в глаза? Без сомнения. Отчего все молчат? Да потому что кричать, что король-то голый никому нет резона:
* власть убеждает народ, что заботится об армии
* ВПК пилит бюджет
* СМИ выполняют госзаказ и о независимых расследованиях давно забыли
* блоггерам лень да и неохота прослыть врагом народа
* иностранным военным и политикам сегодня наоборот выгодно раздувать «русскую угрозу» до небес в погоне за бюджетами и популярностью соответственно
* обывателям в РФ это разрыв шаблона
* обывателям на Западе это просто неинтересно

Вывод

ВС РФ не представляют угрозу серьезному противнику типа блока НАТО или Китаю. Хроническое отставание в технологическом прогрессе, усугублившееся после ведения санкций, поставило точку на грандиозных планах перевооружения и сегодня РА способно угрожать лишь приграничным небольшим слабым государствам, бывшим республикам СССР. Но про это как-нибудь в другой раз…

Источник

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>