В конце февраля — начале марта резко возросло число российских военнослужащих, погибших в Сирии. DW составила по открытым источникам список потерь за время сирийской кампании РФ.
На этой неделе стало известно о трех россиянах, погибших в Сирии. Это 23-летний Иван Слышкин, уроженец Челябинской области, тольяттинец Василий Юрлин и Артем Горбунов. Первые двое, согласно предположению группы активистов Conflict Intelligence Team (CIT), которая занимается изучением деятельности российских военных в Сирии, были наемниками частной военной компании, так называемой «ЧВК Вагнера».
Горбунов был военнослужащим из 96-й отдельной бригады разведки, базирующейся в Нижнем Новгороде. Только его смерть министерство обороны РФ официально подтвердило: «Артем Горбунов погиб 2 марта в районе Пальмиры при отражении попытки прорыва группы боевиков ИГИЛ на позиции сирийских войск, где находились российские военные советники», — сказано в сообщении пресс-службы ведомства.
Сразу четверо
16 февраля 2017 года, по официальному сообщению Минобороны, погибли четверо и были ранены еще двое российских военных. Бронемашина «Тигр», на которой они ехали, подорвалась на радиоуправляемом фугасе, сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на близкие к Минобороне источники.
С сентября 2015 года, когда Россия начала военную операцию в Сирии, в этой ближневосточной стране, погибли, по подсчетам DW, 34 человека. Это — официальные данные. Неофициальные — выше. DW собрала список подтвержденных и неподтвержденных потерь среди россиян в Сирии.
Потери 2016 года
За 2016 год потери составили, по официальным данным, 25 человек. 7 декабря Минобороны сообщило о гибели полковника Руслана Галицкого, который командовал в России 5-й гвардейской танковой бригадой в Улан-Удэ, а в Сирии являлся военным советником. Он получил ранение в ходе обстрела одного из кварталов Алеппо сирийскими боевиками и позже скончался от ранений в госпитале.
В те же дни погибли две военнослужащие медсестры — Надежда Дураченко и Галина Михайлова. 5 декабря в приемное отделение мобильного госпиталя в Алеппо попали мины.
12 августа из социальной сети Instagram стало известно о смерти Аскера Бижоева из Кабардино-Балкарии. Бижоев погиб еще в мае 2016 года при выполнении боевого задания. Спустя несколько месяцев об этом сообщил глава республики Юрий Коков.
1 августа 2016 года Минобороны РФ сообщил о том, что в провинции Идлиб сбит российский вертолет Ми-8. «На борту находились три члена экипажа и два офицера», — сказали в ведомстве. Имена погибших назвало «Эхо Москвы» и издание «Газета.ру» со ссылкой на источник в Минобороны: это 33-летний командир экипажа Роман Павлов, штурман Олег Шеламов и борттехник Алексей Шорохов. Имена двух погибших офицеров неизвестны.
22 июля 2016 года погиб 23-летний контрактник Никита Шевченко из Биробиджана. По утверждению Минобороны, он сопровождал гуманитарный груз. Посмертно его представили к государственной награде.
8 июля 2016 года погибли командир 55-го отдельного полка армейской авиации полковник Ряфагать Хабибуллин и летчик-инструктор Евгений Долгин. Их вертолет во время боевого задания был сбит.
15 июня 2016 года в провинции Хомс погиб морской пехотинец Андрей Тимошенков. По сообщению пресс-службы Минобороны, Тимошенков «предотвратил прорыв автомобиля, начиненного взрывчаткой, к месту выдачи гуманитарной помощи мирному населению». 7 июня 2016 года младший сержант Михаил Широкопояс умер в Москве от ранений, полученных при обстреле российской автоколонны в Сирии.
11 мая 2016 года от тяжелых ран скончался уроженец Воронежа Антон Ерыгин. 12 апреля 2016 года в районе Хомса разбился российский вертолет Ми-28Н, погибли два члена экипажа Андрей Окладников и Виктор Панков из Сызрани.
17 марта 2016 года около Пальмиры погиб российский офицер спецназа Александр Прохоренко из Оренбургской области. По данным Минобороны, он выполнял разведывательные задачи в районе Пальмиры, когда был окружен.
1 февраля 2016 года погиб подполковник Иван Черемисин. По данным Минобороны, Черемисин работал в Сирии в качестве военного советника.
Первые жертвы
Особое внимание было приковано к гибели летчика Олега Пешкова, чей Су-24 был сбит турецким истребителем F-16 ракетой «воздух — воздух» в районе сирийско-турецкой границы в провинции Латакия. Это случилось
24 ноября 2015 года и привело к резкому ухудшению российско-турецких отношений.
В тот же день морской пехотинец из Новочеркасска Александр Позынич погиб, пытаясь спасти экипаж Су-24, сбитый турецким истребителем. В ходе спасательной операции его вертолет Ми-8 был подбит и совершил вынужденную посадку. Позынич получил осколочное ранение в шею и скончался.
19 ноября 2015 года погиб капитан 27-летний Федор Журавлев из Брянской области. На похоронах командир Журавлева сообщил родственникам, что тот погиб в ходе спецоперации против боевиков в Кабардино-Балкарии. Но позже официально подтвердили, что Журавлев погиб именно в Сирии, посмертно его наградили орденом Кутузова.
24 октября 2015 года погиб контрактник Вадим Костенко. Официальная версия смерти Минобороны — он покончил с собой на авиабазе Хмеймим из-за разлада «в личных отношениях с девушкой». Но и родители и девушка в это не верят.
Потери, связываемые с Сирией
К ним относятся 51-летний военнослужащий Сергей Чупов из подмосковной Балашихи. Официально его смерть в Сирии российские власти не подтверждают, вдова утверждает, что он погиб на границе с Украиной, помогая кому-то из друзей с переездом. На «сирийской» версии настаивают сослуживцы Чупова и активисты из CIT.
8 декабря около Пальмиры погиб 37-летний майор Санал Санчиров из Калмыкии. Сестра утверждает, что видела свидетельство о смерти, в котором зафиксирована гибель Санчирова в результате минометного обстрела в Пальмире. Нет достоверных данных о гибели Вадима Тумакова из Оренбургской области. Местные издания утверждают, что он погиб в Сирии. Официально он не был действующим военнослужащим: не исключено, что Тумаков был наемником.
Вероятно, наемники
Есть только предположительные оценки потерь среди россиян, отправившихся воевать в Сирию по найму. В марте 2016 года в интернете с подачи террористов из «ИГ» курсировала фотография пяти якобы погибших российских военнослужащих. Но никаких официальных данных о них нет до сих пор. Общие потери среди наемников, по разным оценкам, исчисляются десятками.
Такую деятельность за рубежом российский президент фактически легализовал в конце 2016 года, внеся поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе». Считается, что наиболее важную роль в организации отправки наемников в Сирию играет так называемая «Частная военная компания (ЧВК) Вагнера». Никаких официальных данных о ней нет. Считается, что руководит ей Дмитрий Уткин («Вагнер» — это позывной подполковника запаса Уткина). Он участвовал в одном из специальных приемов в Кремле для военных, отличившихся особым героизмом. Из этого можно сделать вывод, что его нынешняя деятельность, о которой публично ничего неизвестно, ценится российскими властями.
Последний случай смерти наемников в Сирии 7 марта, вероятно, зафиксировали активисты CIT. Речь идет о Василии Юрлине из Тольятти. Знакомые погибшего в социальной сети vk.com говорят, что похороны назначены на 8 марта. Новость о смерти Юрлина разместила у себя организация ветеранов города. Каких-либо официальных сообщений на этот счет нет.
Leave a Reply