Введенные Турцией новые пошлины на российские сельскохозяйственные товары заставляют Москву искать новые каналы сбыта своей продукции, главным образом — зерна. 29 марта, спустя полмесяца после обострения торговых отношений с Анкарой, в Минсельхозе состоялось подписание долгосрочного контракта с Китаем на поставку в КНР зерна по новому зерновому коридору Россия — Китай. Удастся ли Москве нивелировать убытки от закрывшегося турецкого рынка сбыта, выясняла DW.
9-10 марта в Москве побывал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Его предыдущий октябрьский визит завершился тем, что Россия частично сняла запрет на импорт турецких продуктов — к ввозу были разрешены цитрусовые и косточковые.
На встречу с российским президентом в марте турецкие производители овощей и фруктов возлагали особую надежду, однако полностью продуктовые санкции так и не были отменены. Запрет был снят лишь с лука, цветной капусты, брокколи и гвоздик.
Ответ не заставил себя ждать. Уже с середины марта Турция ввела пошлины на ключевые российские экспортные сельхозпродукты — зерно, бобовые, подсолнечное масло. 27 марта стали известны точные ставки: пошлина на пшеницу и кукурузу составляет 130 процентов, на подсолнечное масло — 36 процентов, на рис — 45 процентов, на шрот подсолнечника — 13,5 процента, на бобовые — 9,7 процента.
Фактически это означает, что Турция (второй по величине импортер российского зерна после Египта) закрыта для российского зерна. Как заявил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, на таких условиях экспортеры не будут ввозить зерно в Турцию. То же касается и подсолнечного масла. Помимо пошлины, для его ввоза предусмотрено еще одно ограничение — его минимальная таможенная стоимость должна составлять 1,5 тысячи долларов за тонну, что невозможно при текущей цене в 800 долларов.
Удар по растущему сегменту экспорта
Напомним, что Россия перестала импортировать турецкие фрукты, овощи и мясо с 1 января 2016 года в ответ на сбитый в ноябре 2015 года турецкими ВВС российский бомбардировщик. По данным Федеральной таможенной службы России, за год импорт РФ из Турции сократился на 46,9 процента до 2,1 млрд долларов, потери по сравнению с 2015 годом составили 1,9 млрд долларов. Наибольшее сокращение было зафиксировано по таким товарным группам, как овощи, фрукты, орехи, текстиль, металлы и прочие.
Существенно потеряла и Россия — ее экспорт в Турцию сократился почти на 30 процентов — на 5,6 млрд долларов — до 13,7 млрд. Поставки сокращались по многим видам важных для России товаров, в том числе по нефти и нефтепродуктам.
Однако в сегменте сельхозпродукции, в частности зерна и масличных, наблюдалась обратная тенденция, то есть рост. Экспорт масличных, зерна, соломы, фуража и лекарственных растений вырос на 62 млн долларов. В структуре российского экспорта в Турцию продовольственные товары и сельхозсырье выросло с 9,3 процента в 2015 году до 12,1 процента в 2016-м.
Выбор в пользу производителей помидор
Из-за введенных Турцией пошлин в 2017-м закрепить эту тенденцию едва ли удастся. Как заявил DW советник президента Торгово-промышленной палаты РФ по международным делам Георгий Петров, Россия едва ли пойдет на поводу у Турции и не снимет эмбарго со всех турецких овощей в надежде вернуть себе беспошлинный ввоз зерна. По его словам, это нанесло бы удар по российским аграриям, которые вложили на волне импортозамещения немалые средства в строительство теплиц. Возвращение конкурента в лице турецкого производителя для них крайне нежелательно.
«В каждой стране есть лоббисты, есть и в России. Те, кто проинвестировал в создание тепличных хозяйств, конечно, будут выступать за сохранение действующих ограничений», — заявил он DW.
По его мнению, правительство к ним прислушается. В то же время, по словам Петрова, ожидать ужесточения санкций со стороны России в отношении Турции не стоит.
Удар по потребителю
Делая выбор в пользу производителей овощей, российское правительство наносит удар и по собственным гражданам. «Если мы зайдем в любой магазин и увидим цены на овощи, мы ужаснемся. Более-менее нормальные помидоры, которые можно есть, стоят сегодня примерно 200 рублей за килограмм. Это из-за того, что один из крупнейших экспортеров в Европе (Турция. — Ред.) стал для России по ее же решению недоступен», — заявил DW управляющий партнер консалтинговой компании Retail4you, эксперт аграрного рынка Сергей Лищук.
В результате, по его словам, политические решения конвертируются в здоровье нации, ведь овощи и фрукты — это та составляющая питания, которой россиянам всегда не хватало». По оценке эксперта, граждане на 80 процентов лишены доступа к дешевым овощам. «Ничего не поделать, у нас, к сожалению, помидоры растут плохо», — говорит Лищук.
Перспективы для производителей зерна
Что касается производителей зерна, то, по словам Сергея Лищука, по выгодным ценам быстро заключить новые контракты у них вряд ли получится: «Любой трейдер понимает, что у России образовались случайные объемы, и он будет стараться на этом заработать. Это рыночные механизмы, и они заставят российских экспортеров потерять деньги на этом».
Новый контракт с Китаем пока не поможет. Как сообщила пресс-служба Минсельхоза, в 2018-2019 годы в КНР будет экспортировано порядка 1,5 млн тонн сельхозпродукции. В Турцию в прошлом году Россия продала одной только пшеницы более 2,5 млн тонн.
Впрочем, по мнению Сергея Лищука, нет худа без добра: «Экспортировать зерно в принципе невыгодно, потому что логистика дорогая относительно стоимости самого зерна. России давно имело бы смысл изменить структуру экспорта и больше продавать такие продукты, как, например, кур и мясо».
К тому же, по его словам, в стране растет внутреннее промышленное потребление зерна, так что через какое-то время часть излишков будет «переварена» внутренним рынком. Пока же этого не произошло, помимо Китая, главными рынками, на которые Россия сможет переориентировать освободившиеся объемы, являются, страны Ближнего Востока и Африки.