Хотя на сегодняшний день Служба безопасности Украины установила немалое количество массовых захоронений жертв Голодомора 1932-1933 годов, но огромное их количество еще не известно и, соответственно, не упорядочено.
Об этом заявила Людмила Гриневич, директор Украинского научно-исследовательского и образовательного центра изучения Голодомора (HREC in Ukraine) во время пресс-конференции в Укринформе, посвященной старту международной программы «Голодомор 1932-1933 годов: Память во имя будущего».
«В условиях независимой Украины благодаря усилиям органов местной власти и энтузиастов в Украине уже установлено более 7 тысяч памятников, памятных знаков жертвам Голодомора. А во время проведения следственного дела Службой безопасности Украины было выявлено 857 массовых захоронений жертв голода. И огромное количество таких массовых захоронений остается не только нам не известным, но и не упорядоченным. Некоторые из них имеют вид свалок. И сегодня наш гражданский долг — исправить эту ситуацию», — сказала Гриневич.
По ее словам, в начале 1930-х годов была массовая смертность, жертвами которой стали около 4 млн человек — в абсолютном большинстве это были украинцы, но это также были немцы, евреи, поляки, представители других национальностей.
«Вся Украина фактически покрылась братскими могилами, и советская власть на протяжении десятилетий, пытаясь скрыть это преступление, делала все для того, чтобы вытеснить из памяти эти события. И эти могилы разрушались, разрушались… На месте многих массовых захоронений были обустроены парки для отдыха, развлечений. А в 60-е годы, после того, как ХХ съезд КПСС осудил культ личности Сталина, произошло еще одно надругательство над украинской памятью, потому что вся Украина покрылась памятниками деятелей, — Чубаря, Петровского, Постышева и других, — которые напрямую ответственны за организацию Голодомора в Украине», — отметила историк.
Она подчеркнула: идея анонсированной сегодня Международной гуманитарно-просветительской программы «Голодомор 1932-1933 годов: Память во имя будущего» состоит в системной реализации важных научных, просветительских и социальных проектов, направленных на сохранение памяти о Голодоморе, и формировании на этой основе у украинской молодежи уважения к человеческому достоинству и главному человеческому праву — праву на жизнь.
«Первый проект этой масштабной программы будет нацелен на выявление и упорядочение еще не известных мест массовых захоронений жертв Голодомора», — отметила Гриневич.
Полный реестр массовых захоронений жертв Голодомора может появиться уже в этом году
Цель проекта «Места массовых захоронений, памятники и памятные знаки жертвам Голодомора 1932-1933 гг.» — уже в этом году создать наиболее полный электронный реестр мест памяти жертв Голодомора.
Об этом сообщила координатор проекта Леся Онышко во время пресс-конференции в Укринформе, посвященной старту международной программы «Голодомор 1932-1933 годов: Память во имя будущего».
«Мы инициируем наш проект и берем на себя инициативу по маркировке мест захоронений жертв Голодомора и чествования их памяти. Таких мест тысячи. В краткосрочной перспективе, уже в течение 2017 года, мы планируем создать максимально полный реестр мест массовых захоронений, памятников и памятных знаков», — сказала Леся Онышко.
По ее словам, в следующем году планируется создать 3D-карту, которая будет предоставлять полную информацию о местах массовых захоронений, памятниках и памятных знаках. На длительную перспективу планируется создать некую интерактивную платформу, где будет дана документальная информация, видео- и аудиосвидетельства о местах массовых захоронений.
«Мы начинаем наш проект не на пустом месте. Благодаря нашим партнерам — Украинскому институту национальной памяти — уже собрана серьезная фотодокументальная база. После провозглашения Украиной своей независимости появился огромный массив мемориальной топографии Голодомора, и эту информацию аккумулировал Украинский институт национальной памяти. Наши партнеры передали эти документы в Украинский научно-исследовательский и образовательный центр изучения Голодомора (HREC in Ukraine), и у нас сегодня есть все возможности для того, чтобы с помощью наших партнеров, с помощью общественных и религиозных организаций реализовать поставленные перед нашим центром задачи», — подчеркнула координатор проекта.