В США вышла книга живущей в США екатеринбургской журналистки Ксении Кирилловой, написанная совместно с автором шпионских романовМайклом Дэвидсоном. Книга называется «Преемник». В основе сюжета – история о попытке России обманом наладить отношения с Западом.
Книга вобрала в себя реально происходившие события: например, советник президента США имеет связи с Россией, а один из главных героев, украинский разведчик, сталкивается с перебежчиком – высокопоставленным сотрудником ФСБ, рассказывает Ксения Кириллова:
– Книга, называется «Преемник». Имеется в виду человек, который придет на смену нынешнему президенту России. Почему именно сейчас вы со своим соавтором решили написать об этом?
– С одной стороны, это отражение слухов, которые циркулируют в российском медиапространстве, что якобы подыскивают преемника Владимиру Путину. С другой стороны (я не знаю, можно ли верить этим слухам), меня беспокоит степень компромисса с властью, на которую некоторые члены оппозиционного движения в России идут и могут пойти. Понятно, что им нужно выжить и прийти к власти, как-то завоевать симпатии населения, но одновременно здесь возникают очень серьезные риски, потому что могут измениться портреты, но не изменится система. И вот, наверное, здесь имеется в виду не столько какой-то конкретный преемник, сколько вот эта вот проблема.
– Вы говорите о компромиссах, на которые идет российская оппозиция. Что конкретно вы имеете в виду?
– Мне бы не хотелось называть конкретные имена, потому что понятно, что нет четких доказательств связи того или иного лидера оппозиции с той или иной «башней Кремля». Есть только компромиссы, на которые идет человек, но мы не знаем мотивов. Мы все знаем позицию некоторых оппозиционных лидеров по Крыму. Да, мы видели статьи Андрея Пионтковского, где он удивляется, каким образом к некоторым людям попадают досье, очевидно основывающиеся на материалах Лубянки.
– В книге либеральный с виду «преемник» приходит к власти, но оказывается, что он собирается продолжать нынешнюю политику. По вашему мнению, возможно, чтобы российское общество, которое сейчас поддерживает политику Кремля, в итоге проголосовало на выборах за кандидата с демократическими взглядами?
– Идея преемника — это когда санкции со стороны Запада становятся настолько жесткими, что конфронтация оказывается абсолютно невыгодной для режима. И режим сам подбирает кандидата с «демократическим» амплуа, потому что это является единственным способом формального налаживания отношений с Западом, снятия санкций. Но демократическое амплуа – это видимость. И приемник ждет момента, когда можно будет начать реванш, потому что он очень сильно с системой связан. Вот это сюжет. Я не предсказываю, что к власти придет демократический кандидат, потому что изменится народное настроение. Человек придет к власти, если это будет выгодно, если режим сам к этому подведет.
Книга – фикшн. Это не предсказание политической ситуации в России. Это одна из версий. Возможна такая версия? Да, возможна при сочетании нескольких условий – жесткой внешней политики Запада, роста народного недовольства по социально-экономическим, не политическим, причинам, когда за счет экономического положения, возникшего в результате конфликта с Западом, власть не сможет подавить народное недовольство. И тогда произойдет смена портретов по такому сценарию. Сейчас это действительно маловероятно.
– Одна из сюжетных линий повествования касается российских контактов с советниками американского президента, что, видимо, основывается во многом на реальных событиях. Эта информация и то, к чему в итоге приводят эти контакты, описание событий на Украине, воспринимается как предостережение. Думали ли вы об этом, когда книгу писали?
– Безусловно. Потому что здесь, в США, эти скандалы начались еще до выборов, а книгу мы писали до выборов американского президента. И риски были очевидны. Потому что мы на примере Украины как раз видим, что между агентурными и коррупционными связями разница очень небольшая. Если у нас даже нет доказательств агентурного сговора, который достигает почти степени на госизмены, то любой конфликт интересов, финансовый интерес, который скрывается, может привести к тем же результатам — к тому же сговору, к тем же негласным договоренностям и так далее.
К сожалению американцы только сейчас начинают понимать, что в той коррупционной сети, которую Путин создал и за рубежом, и внутри страны, есть очень разные нюансы сотрудничества, когда человек сам не понимает, как он втягивается на протяжении многих лет в систему отношений (финансовых, договорных и прочих). И в какой-то момент оказывается, что он связан очень серьезно: когда-то на каком-то приеме достигли устных договоренностей, получили большие деньги, вроде бы в рамках бизнеса… Это я привожу пример не только США, но и Европы. Вся путинская сеть примерно так и выстроена.
– Модели коррупционных связей, которые вы описываете, наряду с другими причинами, повлияли на то, что сейчас происходит на Украине. И у вас в книге Украина, наряду с США и Россией, присутствует, один из главных героев – украинский разведчик. Как это все связывается воедино?
– Связь с США достаточно простая. Образ президента, конечно, вымышленный: это не Клинтон, не Трамп. Это никто. Этот президент из книжки очень абстрактный. И абстрактное отношение абстрактного президента к России – он к России строг. А Украина – это причина санкций в отношении России. Если санкции ужесточаются, то любая новая информация о российских преступлениях в Украине заставит отреагировать такого президента: абстрактного, честного, который реагирует не на свои какие-то личные отношения с Россией, а на реальные события. А любая новая информация о российских преступлениях в Украине, может повлиять на ужесточение санкций. Вот такая связка с США. У нас все-таки роман шпионский, поэтому в нем есть перебежчики. Любые перебежчики предпочитают бежать в Америку, а не в Украину, потому что в Украине небезопасно. Мы видим это на случае Вороненкова, что в Украине отстреливают. И если кому-то и предлагать информацию по Украине, то выгоднее предложить ее ЦРУ, а не СБУ. Вот отсюда эта связка. До тех пор, пока поведение России в Украине влияет на отношения России и США, украинская тематика присутствует.
– Роман – шпионский, и соавтор вашей книги, Майкл Дэвидсон, много лет проработал в разведке. Это и определило выбор одного из главных героев? Он ведь тоже разведчик.
– Да, да, потому что Майкл Дэвидсон, действительно, знает эти вещи. Ведь очень много книг на шпионскую тематику пишут люди, которые об этом ничего не знают. И я тоже ничего не знаю. Поэтому появляются совершенно фантастические вещи, которые профессионалу невозможно читать. Профессионалы говорят: так не бывает! Майкл Дэвидсон тоже сознательно допускает вещи, каких не бывает. Он пишет шпионские книги давно. Это развлекательный жанр для американской публики, поэтому даже он сознательно пишет так, как этого требует жанр. В нашей книге разведчику Михайло готовят засаду, хотя на самом деле разведчики так не работают, потому что, как мне говорил Майкл Дэвидсон, это намного более скучная работа. Мой соавтор уже 25 лет не работает в ЦРУ, он ушел на пенсию вскоре после окончания «холодной войны». Сейчас он пишет свои романы. Однажды он просто заметил мои статьи в соцсетях. Ему, конечно, стало интересно. Мы разговорились, стали общаться. Он просил совета по отдельным типажам для своей книги. Парадокс в том, что многие люди, хоть и объездили полмира, например, не знают, что чувствует настоящий эмигрант, человек, который все теряет и остается без почвы под ногами. Не каждый знает подробные детали про жизнь в России, быт, которые, конечно, нужно описать в книге. И вот, по его просьбе, я очень детально расписала какой-то типаж, фактически, как режиссер для фильма. Ему очень понравилось, потому что он увидел готовый образ. И у меня хватило наглости предложить писать вместе. Майкл Дэвидсон знает русский язык (я, к сожалению, пишу пока только по-русски), и он согласился переводить мои главы.
Поскольку я занимаюсь украинской тематикой как международный журналист, у меня сразу возникла идея, о чем еще можно рассказать. Ведь невозможно писать о современных событиях в России, не показав украинскую войну, тот фактор, который так сильно изменил Россию. Если мы говорим о кремлевских организациях, и я вижу, как они действуют в США, почему бы не показать этот факт, если это правда? Иными словами, наше сотрудничество начиналось с того, что мой соавтор лаконично задал тему, а я добавила, что еще можно на эту тему сказать, — рассказала в интервью Радио Свобода соавтор книги «Преемник» Ксения Кириллова.
Leave a Reply