Банк России хоть и перестал публиковать прогнозы курса рубля, сконцентрировавшись на инфляционном таргетировании, но в своем базовом сценарии допускает коррекцию нефтяных цен до $40-45 за баррель, что повлечет ослабление курса рубля.
Министерство экономического развития РФ представило на прошлой неделе обновленный макропрогноз до 2020 года, и глава ведомства Максим Орешкин пообещал ослабление курса до 63-64 рублей за доллар в ближайшие месяцы и до 68 рублей к концу года.
Комментируя высказывания Орешкина, первый зампред Центробанка Ксения Юдаева сказала журналистам:
«Начну с того, что своих прогнозов по курсу мы не озвучиваем, если вы помните, мы совсем недавно выпустили наш макроэкономический прогноз, и в нашем основном сценарии мы в принципе говорим о том, что в среднесрочной перспективе возможна коррекция нефтяных цен до уровня $40-45 за баррель, соответственно, это может какое-то влияние на курс иметь».
В мартовском прогнозе ЦБР заложил нисходящую траекторию цены на нефть марки Urals в 2017 году, предполагая ее сохранение на текущем уровне в ближайшие месяцы и снижение до отметки, близкой к $40 за баррель, к концу 2017 года.
«Но у нас есть и другой сценарий, который мы не считаем основным, но тоже в принципе достаточно вероятным — что такой коррекции (нефти) в перспективе трёх лет не будет, если она будет, то будет более отложенной, да, цены нефть могут немного подрасти. Те сценарии, которые мы рассматриваем, они в принципе неявно предполагают разную динамику (курса)», — пояснила Юдаева.
Зависимость экономики России от нефти, несмотря на наметившиеся структурные перемены, остается высокой.
«Проблема, о которой хотелось бы сказать, — это подверженность нашей страны сырьевому суперциклу… Действительно, после падения цен на нефть у нас несколько снизилась зависимость от сырьевого сектора, но тем не менее, она остается очень высокой, и если мы посмотрим на прогнозы ЦСР Алексея Кудрина, она еще долго останется достаточно высокой», — сказала Юдаева, выступая на апрельской конференции Высшей школы экономики.
«Поэтому проблема подверженности страны нефтяным, и не только нефтяным, а вообще сырьевым суперциклам — это та проблема, с которой мы будем сталкиваться и, соответственно, нам нужны некоторые механизмы, которые бы позволяли экономике и быстро адаптироваться к соответствующим изменениям, и сохранять стабильность и устойчивость, несмотря на эти изменения, и в какой-то степени могли изолировать ее от этих изменений, чтобы дать возможность для более устойчивого развития», — сказала Юдаева.