Россию начали разваливать массовые банкротства

Спад деловой активности, дефицит денег в федеральном бюджете и рекордное с 1990х годов сжатие платежеспособного спроса резко увеличили размер «дыры» в балансах компаний и предприятий, которые составляют реальный сектор экономики России.

По итогам 2016 года 12,5 тысяч юридических лиц были признаны банкротами, сообщает в четверг «Коммерсант» со ссылкой на данные Федресурса.

И хотя количество неплатежеспособных фирм, покинувших рынок, по сравнению с предыдущим годом практически не изменилось, в денежном выражении сумма оставленных ими долгов взлетела практически втрое.

Объем требований к новым банкротам за год достиг 360 млрд рублей против 133 млрд год назад. С учетом старых банкротств суммарная «дыра» в неплатежеспособных компаниях достигла 610 млрд рублей.

 Для сравнения: это в 1,5 раза больше годовых расходов федерального бюджета на здравоохранение (434 млрд рублей), почти втрое больше, чем государство потратило на единовременную выплату пенсионерам в январе (210 млрд рублей), и на 9% превышает «дыру» в банках, лишившихся лицензии ЦБ в 2016 году.

Почти две трети банкротов — это ритейлеры, строители и компании из сектора коммерческих услуг, отмечают в обзоре эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).

Хуже всего обстоят дела в торговле, где просроченная задолженность выросла более чем на порядок после того, как из-за обвала доходов 75% россиян перешли в режим экономии и сократили покупки продовольственных товаров на 13,1%, а непродовольственных на 16%.

При этом почти все долги реального сектора остаются невозвратными: в 2016 году с банкротов удалось взыскать лишь 3,1% от суммы требований.

В той части экономики, которая не «сидит на трубе», а занята производством реальной продукции или оказанием услуг, к благополучным можно отнести лишь 18-20% предприятий, остальные же функционируют в режиме вялотекущей стагнации и полностью зависимы от конъюнктуры, отмечает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.

По данным ВШЭ, наибольший размер потенциальной «дыры» — в строительстве. 92 тысячи компаний, или каждая шестая в секторе, находятся по сути в предбанкротном состоянии из-за сокращения госзаказа, питавшего отрасль во «тучные годы» дорогой нефти, и сжатия доходов населения, которое отказывается от покупки недвижимости.

Просрочка у строителей выросла на 17,5% за прошлый год, до 55,1 млрд рублей, что составляет почти пятую часть суммарной просрочки в экономике, подсчитали в ВШЭ.

Пока признаки благополучия наблюдаются лишь в госкорпорациях, экспортирующих ресурсы (им поддержку оказала девальвация рубля), и у тех, кто близок к госзаказу.»У остальных компаний наблюдается спад, который усугубляет ужесточение налогового администрирования, отсутствие структурных реформ и падение располагаемых доходов населения», — говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.