В случае победы Ле Пен во Франции, это европейское государство будет зависимо от России. Кроме того, Ле Пен развалит Евросоюз — об этом пишет эксперт Антон Шеховцов для Le Monde .
Cпециалист по отношениям между Россией и европейскими крайне правыми Антон Шеховцов публикует в Le Monde колонку о том, что патриотический дискурс кандидата в президенты Франции Марин Ле Пен на самом деле не так уж и патриотичен.
Свой текст Антон Шеховцов начинает с напоминания об истории бельгийского неофашистского идеолога Жана Тириара (Jean Thiriart, 1922-1992). В начале 1980-х Тириар призывал к созданию евро-советской империи от Владивостока до Дублина: Европа казалось ему слишком американизированной, и он считал, что только альянс с СССР спасет европейские страны от владычества США и сделает Европу «европейской».
Мечтам Тириара не дано было сбыться, «однако у него нашлись последователи, готовые сотрудничать с авторитарным режимом Владимира Путина, который, по их мнению, так же выступает за то, чтобы сделать «Европу европейской». Речь идет о крайне правых активистах и политиках, которые видят в путинской России «оплот традиционных ценностей» и «луч надежды» в их борьбе с либерализмом объединенной Европы».
«В свою очередь, путинский режим использует своих крайне правых сторонников для того, что ослабить Евросоюз и нарушить равновесие в европейском обществе. Путин прекрасно знает, что националистические движения являются опасностью для сплоченности общества и для государственной политики — его собственный режим подавляет не только демократическую оппозицию, но и ультранационалистов, нелояльных власти», — отмечает исследователь. «Возможно, это покажется странным его крайне правым европейским союзникам, но Путин советовал русским националистам «не забывать о том, что Россия с самого начала формировалась как многонациональное и многоконфессиональное государство», — напоминает Шеховцов.
«Все это не мешает Москве оказывать политическую, информационную и иногда даже финансовую поддержку ультранационалистическим партиям из циничного расчета, что если они придут к власти в той или иной европейской стране, то это поставит под угрозу европейское единство и уменьшит способность государства противодействовать коррупционным практикам российских олигархов. А это приведет к усилению неравенства в обществе и ослабит позиции Европы в отношениям с другими великими державами, такими, как США, Китай и Индия», — считает политолог.
Как пишет Антон Шеховцов, Марин Ле Пен может сколько угодно говорить в своем предвыборном клипе, что «она хочет, чтобы французы могли свободно жить в независимой Франции», но ее приоритеты в международной политике указывают на то, что «она готова так же, как Тириар до нее, сделать Францию зависимой от России».
«Начиная с 2013 года очевидно, что ее видение международных отношений, в частности в том, что касается России, вдохновлено точкой зрения Кремля. Например, в июне 2013 года, во время ее визита в украинский Севастополь — который тогда еще не был аннексирован Россией — Ле Пен выступила за соглашение об ассоциации Украины с ЕС, — напоминает политолог. — Однако после ее первой поездки Москву в том же месяце, Марин Ле Пен уже выступала против сближения Украины с ЕС и голосовала против соглашения об ассоциации в Европейском парламенте».
Тот факт, что Марин Ле Пен повторяет кремлевский нарратив, будь то гонения на российскую оппозицию, война в Украине или Сирии, не означает, что таким образом она «возвращает Кремлю свой долг». Как считает Антон Шеховцов, пророссийский дискурс Марин Ле Пен указывает на то, что «она надеется и дальше получать от Москвы финансовую поддержку».
По мнению исследователя, в 2016 году глава французских крайне правых стала для Кремля «запасным вариантом». До это российские власти ждали, как будет развиваться политическая ситуация во Франции. После праймериз правых «Республиканцев» во Франции Москва сначала решила разыграть карту победителя этих праймериз Франсуа Фийона, известного своими пророссийскими взглядами. И только после того, как рейтинг Фийона начал падать из-скандала вокруг создания фиктивных рабочих мест для его жены и детей во французском парламенте, Кремль вновь решил поддержать Ле Пен и «даже пригласить ее в Москву, чтобы показать, что она является любимым кандидатом Путина».
«После очевидного вмешательства Москвы в американские выборы в прошлом году, европейская общественность стала более бдительной в том, что касается попыток Кремля повлиять на предвыборные процессы в западных странах. И Франция не является исключением», — заключает Антон Шеховцов.