Фонд Эдмонда де Ротшильда инвестирует более 100 миллионов шекелей в археологические раскопки Кесарии, реставрацию гавани времён Ирода и модернизацию туристических проектов
На пресс-конференции, проведенной в Кесарии 26.04.2017 при участии «Фонда Эдмонда де Ротшильда», «Компании по развитию Кесарии», «Управления Древностей», «Управления парков и природы», — был объявлен беспрецедентный проект по обновлению туристических аттракций Кесарии.
Журналистам были показаны археологические открытия: маленькая табличка с изображением меноры и курильницы (лопатки для углей), отрывок списка на иврите священнической череды. Также глиняные светильники, утварь, мраморный обломок скульптурки.
В районе древнего порта Кесарии ведутся реставрационные работы, планируется создать музей древностей. Для привлечения туристов будет сделан маршрут по Кесарии времён царя Ирода, византийского периода и владычества крестоносцев.
Кесария была важным портовым городом с момента своего создания, около 2030 лет назад, и также оставалась им на протяжении различных последующих периодов. Величие города и его архитектурные достоинства превратили Кесарию в один из главных городов римской и византийской империй. Археологические раскопки, проводимые в последние годы Управлением древностей Израиля, выявили много разных артефактов, которые датируются временем царя Ирода до периода крестоносцев.
Вместе с археологическими раскопками в Национальном парке Кесарии проводятся масштабные мероприятия по сохранению, восстановлению, а также развитию гавани. Фактически, это самый крупный проект, когда-либо проводившийся в стране. В Израиле нет другого исторического объекта, на который было бы выделено столько средств и ресурсов.
Сложный план включает инновационный центр, инсталляции для посетителей, археологический парк и удобную для прогулок набережную.
Город нуждается в масштабных археологических раскопках. На сегодняшний день обнаружено не более шести процентов сокровищ Кесарии, всё остальное погребено под песчаными дюнами и холмами.
Важная часть раскопок посвящена участку, который построил Ирод в честь своего покровителя, римского императора Августа.
В книге «Иудейская война» Иосиф Флавий описывает строительство храма:
«До гавани простираются городские улицы, отстоящие друг от друга в равномерных расстояниях. Напротив входа в гавань стоял на кургане замечательный по красоте и величине храм Августа, а в этом последнем — его колоссальная статуя, не уступавшая по своему образцу олимпийскому Зевсу, равно как и статуя Рима,сделанная по образцу Аргосской Юноны. Город он посвятил всей области, гавань — мореплавателям, а часть всего этого творения — кесарю и дал ему имя Кесарии (Иуд. война кн. Первая, гл. 21:7).
Храм и жертвенник посвящённые Августу были найдены во процессе археологических раскопок, однако скульптуры о которых говорит Флавий не были обнаружены. Вполне возможно их вывезли из Кесарии ещё в византийский период; а может они всё ещё ожидают когда их извлекут на свет божий.
Холм упомянутый Иосифом Флавием, представляет собой обширную искусственную платформу, размером около тринадцати дунамов. Археологи называют эту возвышенность «храмовой платформой».
Совсем недавно в передней части храма было сделано важное открытие – найден фундамент большого каменного жертвенника, который стоял в открытом зале, похожий на алтарь Августа в Риме. Кесарийский алтарь использовался для жертвоприношений в честь императора Августа.
Основания меньших жертвенников были выставлены рядом с главным алтарем. Возле него были обнаружены десятки глубоких отверстий, которые предназначались для хранения факелов или римских штандартов (символов римского легиона).
Доктор Гендельман считает, что в Кесарии римские легионеры ставили свои штандарты у алтаря, когда приносили жертву в честь императора. Все это отражает прочные связи существующие между Кесарией и Римом.
Существенное изменение на священном участке произошло в конце пятого века н.э., в византийский период. На фундаменте храма Августа была возведена восьмиугольная церковь. Алтарь Ирода был разобран. Были построены новый вход и лестница, которая соединяла причал с христианским храмом.
Древняя синагога в Кесарии была впервые обнаружена в 1940-ых годах. Археологические раскопки выявили артефакты, свидетельствующие о присутствии дома молитвы во время византийского периода, около 1500 лет назад.
Во времена Ирода в Кесарии также существовала синагога. Иосиф Флавий рассказывает, что осквернение синагоги в Кесарии привело к началу иудейского восстания:
«На следующий день, выпавший на субботу, когда иудеи в полном сборе были в синагоге, один кесариец-бунтовщик взял горшок, поставил его вверх дном перед самыми дверьми синагоги и принес на нем в жертву птиц. Этот поступок еще более привел в ярость иудеев, так как в нем заключалось издевательство над их законом и осквернение места. Более солидные и спокойные стояли за то, чтобы еще раз обратиться к властям. Но страстная и пылкая молодежь, напротив, горела жаждой борьбы» (Иуд. война кн. Вторая 14:15).
Не так давно был раскопан рынок крестоносцев, существовавший в Кесарии более 700 лет назад.
Первый этаж здания, был занят торговыми лавками, а второй использовался в качестве жилых помещений. В некоторых комнатах были красочные мозаики, мраморные напольные плиты.
Также в Кесарии был обнаружен эффектный фонтан (нимфеум) первого века нашей эры. Стены бассейна были обработаны гипсом и покрыты изображениями, мраморные статуи были помещены в три ниши. В 2014 году после реставрационных работ вокруг бассейна, фонтан был вновь выставлен на обозрение.
Недавние раскопки в Кейсарии подарили интересные находки, в том числе мраморные статуи, гранитные и мраморные капители и колонны, две из которых имеют надписи и рисунки; монеты, глиняные сосуды, каменные предметы и изделия из металла и кости.
Очень важная находка, свидетельствует о еврейской жизни, существовавшей в Кесарии: маленькая перламутровая дощечка с изображением меноры (семисвечника) и лопатки для углей (4 в. н.э.). Очередное свидетельство еврейской жизни византийского периода.
Важная находка, обнаруженная в проекте раскопок Кесарии, — статуя агнца (барана), которая была найдена рядом со сводами на фасаде храмовой платформы. В христианском искусстве, овна часто изображают на плечах «Доброго Пастыря» (то есть, Иисуса, который изображается пастухом, пасущем стадо, иногда баран находится рядом с Иисусом). Статуя могла быть частью церковных декораций VI-VII веков н.э. Однако, вполне возможно, статуя существовала ещё с римского периода, и была использована в структуре кесарийской церкви.
Еще одна интересная находка — резной мраморный фрагмент маленькой скульптуры римского периода, — голова бородатого мужчины. Вероятней всего, скульптура посвящена римскому богу врачевания Асклепию.
Leave a Reply