Несырьевой сектор российской экономики ускорил падение в апреле, продолжив тенденцию первого квартала, по итогам которого Росстатсообщил о рекордном за 5 кварталов спаде производства на промпредприятиях страны.
Индекс ожиданий топ-менедежров компаний, которые не связаны с продажей за рубеж природных ресурсов, в апреле показал рекордный за 28 месяцев обвал и опустился до уровней января 2016 года, де-факто вернувшись к значениям «дна» экономического кризиса.
Такие данные приводит исследовательская компания Markit в докладе о деловой активности в обрабатывающей промышленности РФ.
И хотя сводный индекс PMI по сектору остался в положительной зоне (50,8 пункта), сокращение темпов роста производства на фабриках и заводах из сегмента обработки стало максимальным за 8 месяцев, а экспортные заказы упали четвертый месяц подряд.
На фоне резкого спада показателей по российским промпредприятиям прокатилась волна увольнений. Темпы сокращения рабочих мест стали рекордными с марта 2016 года и наблюдались во всех секторах, отмечает Markit.
«Данные апрельского исследования свидетельствуют о потере динамики роста в российском производственном секторе. Деловые ожидания понизились, а степень оптимизма была самой слабой с января 2016 года», — констатирует экономист компании Шиан Джонс.
По итогам первого квартала промпроизводство в РФ выросло лишь на 0,1%, и этот результат был полностью обеспечен усиленной добычей полезных ископаемых, объемы которой выросли на 1,2%. В то же время выпуск продукции фабриками и заводами из сегмента обработки сократился на 0,8%. Спад стал рекордным с октября-декабря 2015 года и полностью перечеркнул рост за прошлый год (0,5%).
Вялотекущее ухудшение ситуации с занятостью на промпредприятиях продолжается уже не первый год, говорит директор «Центра развития» ВШЭ Георгий Остапкович: практически ежемесячно опросы руководителей показывают, что доля предприятий, где идут сокращения, превышает долю фирм, увеличивающих рабочие места.
Бизнес отказывается инвестировать в будущее, ссылаясь на «неопределенность экономической ситуации в стране», низкий спрос на продукцию и высокие налоги — на эти факторы указывают две трети респондентов в ежеквартальных опросах ВШЭ.
За два года объем инвестиций в целом по обрабатывающей промышленности упал на 22,3%, в отдельных отраслях — например, производстве стройматериалов, транспортных средств и оборудования — 2-3 раза, и это при том, что износ основных фондов в целом по экономике превысил 50%.
При таких вводных обеспечить рост хотя бы на уровне среднемирового — задача практически нереальная, говорит Остапкович. Тот же рост, на который промышленность способна (1,4-2,2% в год) приведет к тому, что доля российских товаров на мировом рынке будет продолжать сокращаться, а экономика РФ будет все глубже вязнуть в статусе мировой бензоколонки.
Чтобы начать догонять развитые страны, промышленность должна расти как минимум на 4% в год в ближайшие 20-30 лет; пока же этому мешают «несовершенная конкуренция и монополизм, высокая стоимость длинных кредитов, излишнее присутствие государства в экономике; ограниченность иностранных инвестиций в российскую промышленность; дефицит государственного бюджета и продолжающийся кризис реальных располагаемых денежных доходов населения; санкционное давление, а также экономическая и геополитическая неопределенность», сетует Остапкович.
Leave a Reply