Более 10 лет прошло с момента окончания Второй Ливанской Войны. С тех пор “Хизбалла” накопила гигантский арсенал ракет, некоторые из которых могут поражать цели в любой точке Израиля. Еще одна война, скорее всего, окажется куда более разрушительной для обеих сторон.
“Хизбалла” выжила в войне, и с тех пор воспряла, накопила вооружения и приобрела богатый боевой опыт, вмешавшись в сирийскую гражданскую войну на стороне Башара Асада.
С учетом возможных последствий такой войны, Израиль подумает дважды прежде чем ее начать – но если война начнется, Израиль предпримет куда более масштабное наступление, чем это было летом 2006 года.
Николас Блэндфорд, эксперт Атлантического Совета говорит: “Существует взаимный баланс устрашения между двумя сторонами, который сохраняет напряженную тишину уже почти 11 лет. Обе стороны осознают риски просчетов. Именно поэтому, например, “Хизбалла” не возобновляет свои периодические атаки на Фермы Шебаа – из опасения что они могут инициировать нежелательную эскалацию”.
Блэндфорд добавляет: “Нынешняя подстрекательская риторика и осложнения сирийской войны и интервенции “Хизбаллы” в Сирии, также как и израильская политика нанесения ударов по колоннам с оружием для “Хизбаллы” повышают шансы подобного просчета, который приведет к эскалации и войне быстрее, чем стороны успеют на это отреагировать”.
Блэндфорд указывает на то, что в Израиле есть люди, считающие, что следует воспользоваться тем, что “Хизбалла” увязла в Сирии: “Есть мнение, согласно которому Израиль может абсорбировать неделю ракетных обстрелов “Хизбаллы” – в обмен на разгром военной инфраструктуры “Хизбаллы”в Ливане и на то, что ее возможности будут отброшены на несколько лет назад. Это будет огромной ошибкой с израильской стороны, и я надеюсь на то, что более мудрые головы одержат верх. Легко начать войну, не так легко ее закончить. Если Израиль атакует “Хизбаллу” без причин, он не может рассчитывать на международные симпатии, в особенности в случае больших потерь среди ливанского гражданского населения. Более того, “Хизбалла” будет заинтересована в том, чтобы продлить войну как можно дольше”.
Существующее взаимное устрашение не означает, что “Хизбалле” удалось добиться паритета с Израилем – как раз наоборот. Тем не менее, “Хизбалла” может заставить Израиль заплатить очень дорогую цену, и война будет куда более кровавой, чем последняя, и, возможно, более кровавой чем любая война, которую Израиль вел до сего дня, включая Войну Судного Дня и Войну за Независимость, когда Израиль потерял 1% населения.
Ливанские потери также будут очень велики. “Хизбалла” в состоянии запускать по Израилю 1500 ракет в день – что создаст серьезные проблемы для израильской системы противоракетной обороны. ВВС Израиля будут вынуждены разбомбить 200 шиитских деревень в Южном Ливане, в которых “Хизбалла” установила свои пусковые установки.
Израильский офицер в интервью The Jerusalem Post говорит, что война будет для “Хизбаллы” “беспроигрышной ситуацией”: “Если мы атакуем их, мы убиваем гражданских. Если мы не атакуем их из-за того, что они – среди гражданских – это также хорошо для них”.
Блэндфорд говорит, что если начнется война “Израиль фактически закроется”: “Не будет морского сообщения, гражданской авиации, школы и бизнесы закроются на продолжительное время. Ракетный арсенал “Хизбаллы” позволяет ей наносить удары по специфическим целям – такие , как военные базы, объекты инфраструктуры, офисы правительства, индустриальные центры , морские и воздушные порты”.
Также велика вероятность того, что “Хизбалла”, с целью создания хаоса, предпримет попытку инфильтрации своих боевиков через границу. Лидер “Хизбаллы” Хасаан насралла также хвастается тем, что в случае войны его отряды вторгнутся в Галилею.
Вопрос в том, что Израиль собирается со всем этим делать.
Блэндфорд говорит, чтобы “сработать как положено” Израилю “необходимо будет послать сухопутные силы в Ливан. 2006 год показал, что воздушной мощи недостаточно. И у “Хизбаллы” было 11 лет на то, чтобы подготовить свою оборону в Ливане”.
Со своей стороны, ЦАХАЛ готовит массивное и стремительное вторжение в Южный Ливан. В военном отношении, Израиль готовит маневренную войну, с целью перенести боевые действия на вражескую территорию, и заставить “Хизбаллу” реагировать – и тем самым подставляя ее солдат и ракеты под удар.
Изменение в израильской военной доктрине стало следствием неспособности причинить долгосрочное стратегическое поражение “Хизбалле” в 1993, 1996 и 2006 годах, и излишняя опора на авиацию и артиллерийские удары., говорит военный аналитик Мэттью Квинн.
Квинн пишет: “Этот подход доказал свою неэффективность, потому что “Хизбалла” действовала не конвенционально, и потому ей невозможно нанести решительное поражение артиллерийскими и авиационными ударами. Она действует через индивидуумов, которые запускают ракету – и тут же смешиваются с местным населением – до того, как ЦАХАЛ может эффективно отреагировать. Израилю для того, чтобы противостоять этой стратегии, необходимо включить в план боевых действий пехотные подразделения – с тем чтобы найти, зафиксировать и уничтожить ракетчиков, или опираться на точные данные для артиллерии и авиации в реальном времени”.
Несмотря на то, что открытие кампании 2006 года мощными ударами с воздуха сопровождалось некоторым успехом, ЦАХАЛ, спешно выдвинув неподготовленные и дезорганизованные сухопутные части против опытного и непроницаемого врага не добился успеха. Ракеты “Хизбаллы” продолжали взрываться на севере Израиля до объявления о прекращении огня.
Квинн отмечает: “Эти сухопутные подразделения были в спешке собраны в последний момент, и из-за этого Израиль не смог достигнуть поставленных перед собой задач. ЦАХАЛ скорее привык к совершению полицейских операций на оккупированных территориях, нежели к общевойсковым операциям. Это привело оперативной и тактической неэффективности при столкновении с таким гибридным оппонентом, как “Хизбалла”, которая воевала более эффективно, чем палестинские милиции во время интифад. В дополнение к этому, наземные элементы ЦАХАЛа не смогли интегрироваться – и в результате понесли серьезные потери”.
В одном случае битва была остановлена из-за одного убитого. Проблема в том, что та армия, которая одновременно недостаточно подготовлена и слишком осторожна, становится армией, которая боится взять на себя инициативу – и в результате несет куда большие потери, чем они могли бы быть, если бы армия действовал иначе.
Израиль принял на вооружение тактику общевойсковой операции во время войны с ХАМАСом в Газе в 2008-2009 годах. Во время операции “Литой Свинец” Израиль потерял 10 солдат, четверо – от “дружеского огня”. В Израиле война считается оперативным успехом, и ХАМАС был шокирован ее лютостью.
Квинн пишет: “Без того, чтобы пехотные, танковые, артиллерийские , воздушные и разведывательные платформы ЦАХАЛа работали в унисон, было бы вполне вероятно, что Израиль получил в Газе в 2009 году тот же результата, что и в Ливане в 2006”.
С тех пор ЦАХАЛ также механизировал свои разведывательные подразделения, в том числе тяжелыми бронетранспортерами Намер, оснащенными 60-мм минометами, цель которых – найти и уничтожить маленькие ракетные расчеты, посредством которых атакует “Хизбалла”.
srael Will Try to Smash Hezbollah If There’s Another War
The IDF doesn’t want to repeat the humiliating experience of 2006
May 11, 2017 Paul Iddon
http://postskriptum.org