Где и когда Кремль нанесет следующий удар? — задается вопросом колумнист Times Эдвард Лукас. Кое-кто из аналитиков, после неудачной попытки Москвы повлиять на исход выборов во Франции, решил, что худшее уже позади.
Да, признает журналист, русские вели себя слишком самоуверенно и потеряли элемент неожиданности, но это вовсе не означает, что можно расслабиться. Ведь в России практикуют дарвинистский подход к политике: или ты сожрешь соперника, или он съест тебя.
В первую очередь, по мнению Лукаса, Западу следовало бы обратить внимание на Арктику, о которой НАТО и думать забыло после окончания холодной войны. Россия уже разместила на Крайнем Севере две бригады, а летом откроет там новую военную базу. И если у США имеется лишь один ледокол в рабочем состоянии, да и тот уже 10 лет как должен был быть списан, то у России таких ледоколов аж 40, и она строит все новые, причем оснащенные пушками и крылатыми ракетами.
По словам начальника Береговой охраны США адмирала Пола Зукунфта, Россия расположила на шахматной доске уже все свои фигуры, а у Запада их только пара, так что они готовы поставить нам мат в самом начале игры.
Пока НАТО рассматривает возрождение атлантического и арктического штабов, упраздненных после холодной войны, министру обороны США Джеймсу Мэттису остается лишь жаловаться на «агрессивные шаги» России, наращивающей свое военное присутствие в Арктике.
Пользуясь апатией и невниманием Запада, Кремль продолжает «наводить порядок» и в некоторых частях бывшей Югославии, пишет автор статьи в Times.
В прошлом году с его подачи в Черногории произошла на удивление наглая попытка переворота, судя по всему в попытке помешать альянсу этой крошечной страны с НАТО.
Активное вмешательство Москвы заметно и в Македонии, где она подогревала антагонизм в отношении албанского меньшинства и подстрекала бандитов на штурм парламента и избиение депутатов.
Эти кремлевские гамбиты не сработали, однако еще более угрожающей, по мнению Лукаса, можно считать историю с Сербией, самой пророссийски настроенной страной региона.
Москва предпринимает решительные шаги с тем, чтобы пост премьер-министра там занял Ивица Дачич, имеющий давние связи с Кремлем и даже открывший в городе Нише российскую правительственную базу, которая формально подчиняется МЧС и призвана бороться с наводнениями и лесными пожарами, однако, по всеобщему мнению, выполняет разведывательные функции.
Но еще больше службы безопасности в граничащих с Россией странах волнуют не масштабные геополитические гамбиты Москвы, а уверенный рост российского влияния, которое достигается через полулегальные организации, привлекающие разочарованную молодежь. Это и клубы байкеров, и футбольные хулиганы, и разного рода дружинники, якобы поддерживающие общественный порядок, а на деле часто притесняющие различные меньшинства. К этому можно отнести и стрелковые и бойцовские клубы, инструкторами в которых работают люди с российским гражданством и связями в спецслужбах.
Все это начинает выглядеть как скоординированный план. После нагнетания страхов и внесения в общество смуты через свои каналы дезинформации Россия приступила к активной поддержке радикальных элементов, которым предлагаются такие заманчивые и благородные (хотя и ложные) цели как, например, защита обездоленных.
Что последует за этим — можно только догадываться, но Россия наверняка намерена воспользоваться грядущими политическими и иными кризисами в этих странах в своих целях. «Так что не удивляйтесь, когда это произойдет, мы вас предупреждали», — пишет автор статьи в Times.
Leave a Reply