Венесуэла владеет 5.000 переносных зенитных ракетных комплексов российского производства, говорится в военном документе, с которым ознакомился Рейтер. Это самый большой арсенал в Латинской Америке и причина беспокойства американских чиновников на фоне роста напряжённости в Венесуэле.
Социалистические власти Венесуэлы долгое время объясняли наращивание вооружений угрозой «империалистического» вторжения Соединенных Штатов. Большая часть арсенала была куплена у России при президенте Венесуэлы Уго Чавесе, который правил страной с 1999 до своей смерти в 2013 году.
Переносные ракеты, для использования которых достаточно одного человека, представляют серьёзную угрозу для коммерческих и военных самолётов. По словам экспертов, есть опасения, что оружие могут украсть, продать или оно может попасть не в те руки — эти беспокойства усиливаются из-за протестного движения в Венесуэле и экономического кризиса, поразившего эту богатую нефтью страну.
В презентации венесуэльской армии, с которой ознакомился Рейтер, сказано, что страна имеет 5.000 ПЗРК Игла-С.
В документе приведён наиболее точный подсчёт сегодняшнего объёма вооружений Венесуэлы. Государственные реестры подтверждают данные из презентации вооружённых сил.
Чиновники венесуэльского правительства и армии не ответили на запросы о комментарии.
МЕЧТА ПОВСТАНЦЕВ
Первые ПЗРК появились у США и СССР в 1960-х годах, и с тех пор они стали популярны среди повстанческих группировок по всему миру благодаря портативности, эффективности и относительной простоте использования.
США уже давно выделяют деньги на уничтожение запасов ПЗРК в нестабильных регионах на фоне роста опасений, что оружие попадёт в руки боевиков. Часть ливийских ракет исчезла после гибели авторитарного правителя Муаммара Каддафи в 2011 году и, вероятно, перекочевала в страны Ближнего Востока.
Опасения относительно венесуэльских ПЗРК высказал на заседании Сената в мае директор ЦРУ Майк Помпео. Тем не менее, он сказал, что у него нет фактов, свидетельствующих о передаче вооружений.
«Риск весьма реален и серьёзен… для Южной Америки и Центральной Америки, помимо самой Венесуэлы, — сказал Помпео. — Ситуация в Венесуэле продолжает ухудшаться. Президент Венесуэлы Николас Мадуро впадает во всё большее отчаяние».
Директор департамента МИД России по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Михаил Ульянов в понедельник сказал Интерфаксу, что никаких ограничений на поставки ПЗРК для Венесуэлы не существует.
«Ажиотаж вокруг этой темы вызывает недоумение и есть впечатление, что он создается искусственным путем,» — сказал Ульянов, отметив, что «озабоченность именно в отношении Венесуэлы совершенно непонятна».
Консервативные американские политики, такие как представитель республиканцев от Флориды Марко Рубио, уже давно обвиняют Венесуэлу в сотрудничестве с боевиками, в том числе с ливанской шиитской Хезболлой и колумбийской повстанческой группировкой ФАРК, которая в этом году обязалась сложить оружие.
Правительство Венесуэлы в ответ называет эти заявления их ложными, цель которых — оправдать возможную иностранную агрессию.
Некоторые эксперты в области безопасности согласны с тем, что опасения преувеличены.
Тем не менее, точно известно, что в Венесуэле, в которой уже семь недель бушуют антиправительственные протесты, процветает незаконная торговля оружием. Пистолеты, винтовки, автоматы и даже гранаты можно легко найти на чёрном рынке и в мятежных тюрьмах страны. В СМИ часто мелькают сообщения о краже оружия военными и полицейскими.
В поставке всех видов вооружений боевикам Венесуэлу обвиняла Колумбия, а чиновники в соседней Бразилии высказывали опасения, что покупать венесуэльское оружие могут местные наркокартели.
Бывший венесуэльский министр и отставной высокопоставленный генерал, который пожелал сохранить анонимность из-за щепетильности вопроса, сказал Рейтер, что ПЗРК размещены в основном вдоль побережья, поскольку правительство опасается атаки США.
Он также сказал Рейтер, что страна владеет 1.500 пусковых труб, необходимых для пуска ракет.
Венесуэльские чиновники не ответили на запрос о комментарии относительно размещения и других подробностей об арсенале.
БЕСПОКОЙСТВО США
Имеющиеся у Венесуэлы ПЗРК, похожие на американские Stinger, были куплены ближе к концу правления Чавеса.
В 2002 году Чавес был ненадолго свергнут в результате переворота, одобренного Вашингтоном. США отрицали все обвинения в попытках вмешательства во внутренние дела Венесуэлы, однако Чавес до самой смерти предупреждал своих последователей об угрозе американской агрессии.
Россия, близкий союзник Венесуэлы, одолжила Каракасу $4 миллиарда для покупки оружия, когда Чавес приезжал в Москву в 2010 году. Не известно, были ли ПЗРК частью этой сделки.
По данным Регистра обычных вооружений ООН (UNROCA) и Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), за последнее десятилетие из России в Венесуэлу были поставлены 3.800 ПЗРК. Эти данные основаны на добровольно предоставленных сведениях и зачастую бывают неполными.
В 2009 году Хиллари Клинтон, на тот момент госсекретарь США, потребовала от российского министра иностранных дел Сергея Лаврова прекратить продажу ракет ПЗРК Венесуэле из-за опасений о том, как страна распоряжается своим арсеналом — об этом свидетельствуют депеши, обнародованные WikiLeaks.
Внутренние документы ФАРК, захваченные властями Колумбии после операции в Эквадоре в 2008 году, свидетельствовали о том, что повстанцы вступили в переговоры с Венесуэлой для получения ПЗРК, хотя нет никаких фактов, указывающих на то, что комплексы перешли из одних рук в другие.
Венесуэла не ответила на запрос прокомментировать эти документы.
В последние несколько недель венесуэльцы вышли на улицы, чтобы выразить недовольство крахом экономики и стремлением правительства Мадуро укрепить власть. Миллионам людей не хватает еды, медикаментов и других базовых вещей.