Сделка стран ОПЕК и России по сокращению добычи нефти с целью поддержать цены на «черное золото» на мировых рынках обернется суровой расплатой для ее участников — ее конечным итогом станет обрушение котировок до уровней около 30 долларов за баррель с вытекающими проблемами для экономики и бюджета России.
К такому выводу пришли эксперты российского Минфина, ответственные за планирование государственных доходов, сообщают в четверг «Ведомости».
Фактически добывающие страны, которые 25 мая, как ожидается, продлят нефтяной пакт еще на 9 месяцев, оказались в цугцванге — любой их шаг ухудшит положение дел, говорится в презентации департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина.
Сокращая добычу, ОПЕК, Россия и еще 11 стран, играют на руку новому витку сланцевой революции в США: хотя накопленные излишки нефти (276 млн баррелей по оценке ОПЕК) действительно будут распроданы к концу года, а на рынке возникнет дефицит в 1,9 млн баррелей в день, этот «праздник» будет недолгим».
Высокие цены позволят нарастить производство вне ОПЕК, и ситуация 2014-15 гг повторится. «Расплатой будут значительный профицит (около 0,7 млн баррелей в день) в первом полугодии 2018 года, накопление запасов и обвал цен на нефть <…> примерно до 30 долларов за баррель», — предупреждает Минфин.
Уже сейчас объемы бурения позволят США добывать 1,5 млн баррелей новой нефти ежедневно, при том что мировой спрос вырастет только на 1,3 млн баррелей в день.
Сохранение нынешних темпов ввода в строй буровых уже в июле доведет темпы роста добычи до 2 млн баррелей в день, считают в Минфине. Причем дело не только в количестве установок, но и в эффективности бурения.
Сейчас, по данным Управления энергетической информации США (EIA), в стране работает 720 нефтяных буровых, добывающих 9,3 млн баррелей сырой нефти в день. Это уже больше 8,9 млн баррелей в начале октября 2014 г., когда в стране работало рекордное количество буровых — 1609. В крупнейшем бассейне Permian каждая буровая дает в среднем 662 барреля в день против 217 три года назад.
При этом объемы бурения растут быстрее, чем на пике первой волны сланцевой революции в 2014 году, и рекорд добычи в 9,6 млн баррелей в день, установленный в июне 2015 года, может быть превышен уже этой осенью, считают Минфине. EIA прогнозирует среднюю добычу в 2017 году на уровне 9,3 млн, в 2018 году — 10 млн баррелей в день.
Количество буровых может увеличиться до 1000 в ближайшие кварталы, считают аналитики Morgan Stanley, и мало что способно остановить этот рост. Цена должна снизиться до 40 долларов с небольшим, чтобы оказать заметное воздействие на буровую активность, полагают в банке, но и тогда американские нефтяники реагируют на сильное падение цены с лагом в 4-5 месяцев.
По оценке норвежской консалтинговой компании Rystad Energy, себестоимость сланцевой добычи за три года упала более чем вдвое — с 80 до 35 долларов за баррель в среднем по отрасли.
В этих условиях «пакт производителей не имеет смысла», резюмирует Минфин.
Более того, повышение цен позволит нефтяникам застраховать будущие поставки, продав будущую нефть по текущим ценам. На 16 мая объем таких сделок на Нью-Йорской бирже достиг 712 млн баррелей — это почти полгода сланцевой добычи.
Ситуацию усугубляет растущая активность других добытчиков: Бразилия и Канада добавят на мировой рынок еще 0,4 млн баррелей в сутки в 2018 году и вместе с США практически полностью закроют сокращение ОПЕК.
«Текущая ситуация на рынке нефти показывает, что соглашение о сокращении добычи — это не победа ОПЕК, а капитуляция перед рынком», — говорит аналитик УК «Альфа-Капитал» Денис Асаинов.