Финляндия уже давно славится высоким качеством школьного образования, традиционно занимая самые высокие позиции в международной системе рейтингов. И вот теперь в стране началось обсуждение реформ в системе образования, в рамках которых центральное место в программе обучения должны занять не традиционные предметы, а определенные навыки и умения учащихся.
Эту идею поддерживают далеко не все, и высказываются опасения, что ее осуществление приведет к падению уровня школьного образования.
В отдаленной деревне на юге Финляндии — раннее хмурое утро, но мысли 12-летних школьников прикованы к совсем другой реальности — к истории Древнего Рима.
Учитель показывает классу видео, тема которого — извержение Везувия и гибель города Помпеи. Видео показывается на большом классном интерактивном дисплее.
После его показа ученики достают свои собственные планшетные компьютеры и пишут короткие сочинения-эссе. Перед ними поставлены задания: сравнить жизнь в древнем Риме с жизнью в современной Финляндии. Одна группа сравнивает римские бани и современные курорты; другая — Колизей и современные стадионы.
Тут же в классе стоит трехмерный принтер, на котором школьники могут создать миниатюрную модель римского здания.
Такой интерактивный урок истории сильно отличается от традиционного, замечает учитель общеобразовательной школы в Хаухо Алексис Стенхолм. Дети получают навыки одновременно в области сравнительного изучения культур, коммуникации, научной методологии и технологии.
«Каждая группа превращается в экспертов в своей области, а затем результаты их исследования представляются классу», — объясняет преподаватель.
Финская реформа образования
В течение почти двух десятилетий Финляндия занимает высшие позиции в международных рейтингах качества школьного образования. Она гордится одной из лучших в мире систем просвещения.
Финские 15-летние школьники регулярно демонстрируют самые высокие баллы в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA в области чтения, математики и науки.
Способность финских школ успешно готовить учеников, которые начинают учиться с 7 лет, у которых короткий школьный день, длительные каникулы, сравнительно небольшие домашние задания и нет экзаменов, всегда потрясала экспертов в области начального и среднего образования во всём мире.
И несмотря на эти успехи, Финляндия активно занимается реформирование своей системы образования, так как в стране считают, что в цифровую эпоху она не может больше опираться целиком на овладение книжными знаниями дома и в классе.
В августе 2016 года все финские школы перешли к более интерактивным методам обучения: учащимся теперь разрешается самим выбирать интересные для них темы и формировать курс обучения на основе этого выбора. Привлечение новых технических средств и источников за пределами школы — например, музеи или ученых, составляет важнейший элемент новой системы.
Цель этой модели преподавания, известной под названием проблемно-ориентированное обучение (ПОО), — дать детям навыки, необходимые в XXI столетии, говорит профессор педагогической психологии в университете Хельсинки Кирсти Лонка.
Среди этих навыков, по ее словам, важнейшее место занимает способность к критическому мышлению, опознанию ложных сообщений и умение противостоять агрессии в социальных сетях. Сюда же относятся и такие чисто технические навыки, как умение установить антивирусную программу и подключиться к принтеру.
«Раньше обучение всегда подразумевало изучение определенных предметов и запоминание огромного количества фактов, например, грамматики или арифметики, — к этому добавлялись другие предметы, например, обществоведение», — замечает Кирсти Лонка.
«Но в реальной жизни наш мозг ведет себя иначе — мы не мыслим в категориях отдельных предметов, наша мыслительная деятельность носит характер синтетический или холистический. А если задуматься о проблемах современного мира — глобальные кризисы, миграция, экономика, «эпоха постправды», — выясняется, что мы не готовим наших детей к столкновению с этим новым интеркультурным миром».
«Я считаю, что было бы серьезной ошибкой внушать нашим детям, что они будут жить в простом и понятном мире, и что если они заучат определенное количество фактов, то всё будет в порядке. Мы хотим учить их думать, учить их понимать — именно это и есть самое важное в нашей системе. Это также приносит учащимся удовольствие и ощущение полноты и счастья жизни», — говорит Лонка.
Как Финляндия изживает традиции классных комнат
Общеобразовательная школа Хаухо располагается в живописной сельской местности, среди лесов и озер, всего в 40 минутах езды к северо-западу от города Хаминлинна.
Это небольшая школа — в ней учатся всего 230 детей в возрасте от 7 до 15 лет. Атмосфера здесь очень домашняя. При входе дети разуваются и ходят в носках, вместо стульев и парт в некоторых классах используются надувные гимнастические шары, а в коридорах установлены брусья для упражнений.
Учителя не возражают против смартфонов в классах; они считают, что школьникам полезно научиться пользоваться ими для поиска нужной информации, а не просто как средством связи с друзьями.
В этот холодный зимний день школьники из старших классов во время большой перемены не отводят глаз от экранов своих телефонов, а дети помладше предпочитают играть на воздухе, невзирая на снегопад.
Завуч Пекка Пааппанен — большой поклонник системы ПОО и ищет новые пути включения ее в образовательную программу школы.
«Мы с другими учителями обсуждаем разные идеи, а потом я выделяю для них время и место в расписании занятий, — объясняет он. — Я считаю, что в рамках новой системы преподаватели получают больше возможностей, чем прежде, но не во всём. Мы отказываемся от некоторых старых традиций, но не спешим отказаться от всего — перед нами стоит слишком сложная задача и мы не имеем право на ошибку».
Внимание — к реальным проблемам Европы
Одним из крупных проектов прошлого года была тема иммиграции, в те месяцы, когда поток нелегальных мигрантов захлестывал страны Западной Европы.
Как говорит Алексис Стенхолм, эта тема была выбрана по той причине, что многие из учащихся школы никогда или почти никогда не сталкивались лично с мигрантами или иммиграцией. Эта тема была включена в занятия немецким языком и в уроки по религии.
15-летние школьники проводили опросы на улицах города, чтобы выяснить мнение местных жителей об иммиграции, а затем посетили ближайший центр для нелегальных мигрантов, где беседовали с его обитателями, ожидающими решения о предоставлении им убежища в Финляндии. Результаты их работы обсуждались по видеосвязи с учащимися школы в Германии, где осуществлялся сходный проект.
«Реакция наших учеников на эту тему была очень сильной, они впервые всерьез задумались над многими вопросами и стали подвергать сомнению устоявшиеся мнения, — вспоминает Алексис. — Если бы мы просто ограничились обычными тремя уроками, результат был бы совсем иным».
Эффективен ли этот метод?
Однако не все преподаватели разделяют энтузиазм по поводу метода проблемно-ориентированного обучения. Например, учитель физики Юсси Тануанпаа опасается, что получаемые таким образом знания не будут достаточно глубокими, чтобы подготовить их к высшему образованию.
Он преподает физику в городке Лието, недалеко от Турку. По его словам, до 30% учеников старших классов, которые записываются на курс высшей математики, вынуждены переходить на более низкий уровень.
Его также беспокоит то, что этот метод увеличивает разрыв между менее и более способными учащимися, а ведь в Финляндии этот разрыв всегда в прошлом был минимальным.
«Эта модель преподавания хороша для самых способных детей, которые понимают, чему именно они учатся в ходе эксперимента. Она предоставляет им свободу в определении темпа обучения, они переходят к следующему этапу, когда чувствуют себя готовыми к этому», — говорит учитель.
«Но менее способные дети не всегда могут разобраться в этом и нуждаются в постоянной поддержке преподавателя. Разрыв между самыми способными и не очень способными детьми уже сейчас становится всё шире, и я очень боюсь, что в будущем он станет еще большим»- замечает Юсси.
Другие преподаватели опасаются, что новые методы ведут к увеличению их рабочей нагрузки, а более пожилые преподаватели оказываются в неловком положении, потому что они не обладают компьютерными знаниями и навыками, которые естественны для их молодых коллег.
Преподаватель педагогического факультета Хельсинкского университета Яри Салминен отмечает, что сходные методы обучения испытывались в прошлом, еще сто лет назад, и не принесли успеха.
«Многие гости из других стран спрашивают меня — зачем вам менять систему, которая приносит такие хорошие результаты? Для меня это тоже загадка, потому что у нас нет никаких данных на школьном уровне, что проблемно-ориентированное обучение улучшает результаты в целом», — говорит Салминен.
Аннели Раутайнен, сотрудница национального агентства Финляндии по образованию, соглашается с тем, что новая модель обучения приветствуется не всеми. По ее словам, она вводится постепенно; от школ требуется вводить только один проект ПОО в год.
«Мы хотим стимулировать учителей к работе с новой моделью, но разворачиваемее медленно. Предметы и оценки по ним из школьной программы никуда пока не делись, но мы хотим, чтобы при обучении ставилась цель по приобретению навыков», — объясняет она.
А как насчет результатов?
«Мы не очень пока интересуемся статистикой, но мы надеемся, что результативность нового метода проявится в успеваемости наших детей, оцениваемой международными программами, такими как PISA», — говорит она.