Трамп, Макрон и выборы в Германии

Канцлер Германии Ангелы Меркель зачастую придерживается сдержанной риторики, но её комментарии на этих выходных, просигнализировавшие об изменении послевоенного уклада, были непривычно прямолинейными.

Растущее недовольство президентом США Дональдом Трампом, стремление реформировать Европу вместе с новым лидером Франции и политические соображения относительно Германии, убедили Меркель высказаться, сказали высокопоставленные немецкие и европейские чиновники.

В ходе выступления в Мюнхене в воскресенье после встреч G7 на Сицилии и НАТО в Брюсселе — обе характеризовались напряженностью в разговоре с Трампом — Меркель говорила неожиданно откровенно.

«Времена, когда мы могли полностью рассчитывать на других, в определенной степени завершились. В последние несколько дней я это ощутила», — сказала Меркель.

«Мы, европейцы, действительно должны взять судьбу в свои руки, разумеется, сохранив дружбу с США, с Великобританией, с другими соседями, если это будет возможно, а также и с Россией», — сказала она.

«Однако мы должны знать, что нам нужно самим бороться за свое будущее, как европейцам, за нашу судьбу».

Тот факт, что в понедельник Меркель повторила многие из своих ремарок, говорит о том, что её открытость не была случайностью.

Ниже перечислены факторы, которые могли побудить Меркель высказаться. Они основаны на разговорах с немецкими и европейскими чиновниками, говорившими на условии анонимности.

НАДВИГАЮЩИЕСЯ ВЫБОРЫ

Консервативная партия Меркель увеличила отрыв от основных конкурентов, социал-демократов, в опросах на двузначное число в преддверии выборов в Германии 24 сентября.

Однако всё больше растёт вероятность, что её оппоненты будут проводить политику, направленную против Трампа, представив Меркель слишком мягким лидером.

Социал-демократы дали понять, что будут сопротивляться давлению Трампа, который призывает Германию увеличить расходы на оборонный сектор. Эта позиция также нашла отклик у немецких избирателей, в то время как Меркель поддержала рост расходов вопреки политическим рискам.

Дав понять, что Германии может потребоваться дистанцироваться от Трампа, Меркель защищает внутреннюю политику и по-другому ставит вопрос о росте расходов: речь уже не о том, чтобы удовлетворить желания американского лидера, а о том, чтобы повысить обороноспособность Германии вне зависимости от США.

Меняя риторику сейчас, Меркель признает, что не может гарантировать положительный исход июльского саммита G20 в Гамбурге, а разграничивая Европу и США, снимает с себя часть ответственности за возможность его провала за два месяца до выборов в Германии.

МАКРОН

По словам немецких чиновников, Меркель не стала бы говорить столь открыто до победы Эммануэля Макрона на президентских выборах во Франции в мае.

Проевропейский лидер, поддерживающий политику многосторонних отношений, станет для Меркель надежным партнёром, с которым она может продолжать продвигать в Европе такие положения, как сотрудничество в сфере обороны и безопасности, иммиграционная политика и реформа еврозоны.

Немецкие чиновники назвали отношения двух лидеров на саммите G7 отличными.

Меркель также дала понять консервативным членам своей партии, которые с недоверием относятся к ряду инициатив Макрона в отношении еврозоны, что им следует готовиться к компромиссу.

«Она использует ситуацию с Трампом, чтобы озвучить более проевропейские взгляды», — сказал один немецкий чиновник.

НЕДОВОЛЬСТВО ТРАМПОМ

Комментарии Меркель в Мюнхене отражают её разочарование Трампом, первый визит которого в Германию, по словам нескольких чиновников, крайне встревожил немцев.

Недовольство зародилось в Брюсселе, когда Трамп вновь упрекнул Германию за профицит торгового баланса и экспорт автомобилей на встрече с чиновниками ЕС.

Ещё сильнее оно проявилось на саммите НАТО, когда Трамп повторил, что страны-члены должны альянсу огромную сумму денег. Тот факт, что он не подтвердил приверженность Статье 5, согласно которой атака на одного члена альянса считается атакой на весь блок, и не признал Россию главной угрозой НАТО, также разозлил Берлин и других союзников.

В ходе саммита G7 лидеры шести других государств разошлись с Трампом в вопросах изменениях климата и иммиграции.

«Возможно, Трамп слушал, но поездка показала, что, похоже, он не способен понимать», — сказал второй немецкий чиновник.

Меркель назвала дискуссию о климате «крайне неудовлетворительной».

 

Рейтер

Дональд ТрампМеркельЭмманюэль Макрон