Саудовская Аравия готовит переворот в Катаре

Саудиты говорят о неизбежном перевороте в Катаре, и приходе к власти “легитимного крыла” правящей семьи.

Попытка “нейтрализации” со стороны Катара, заключавшаяся в заверениях в том, что его конфликт – с ОАЭ, а не с Саудами провалилась.

Саудовские СМИ ведут беспрецедентно агрессивную и злобную кампанию атак против государства Катар и его эмира – следуя приказам саудовской королевской семьи.

В саудовской прессе открыто говорят о неизбежности нового путча в Катаре, который должен отстранить от власти нынешнего эмира, шейха Тамима бин Хамада а-Тани. Шейх Сауд Насер а-Тани извинился перед ОАЭ и Саудовской Аравией за действия своего правительства. Телеканал Al-Jazeera убрал свои материалы с карикатурами на короля Салмана. Позднее это же письмо подписали несколько сестер эмира. С точки зрения арабских наблюдателей, это означает, что Сауды начали подготовку переворота с целью свержения нынешнего эмира.

Газета Al-Riyadh опубликовала обширный материал, посвященный внутреннему конфликту внутри семьи эмира – клана а-Тани. Больше чем в одном месте она положительно отзывается о той ветви семьи, которую возглавляет шейх Ахмад бин Али. Именно ее газета ( и саудовские власти) считают “легитимными правителями”. Здесь мы имеем дело с экстраординарным диспутом, который в реальности куда более глубок, чем может показаться на первый взгляд. Речь идет о святая святых, настоящей запретной зоне элит Залива.

Очень показательно, что эскалация кризиса начался во время визита эмира в Кувейт. Эмиру передали, что пространства для маневра нет, суд над ним завершен, и все двери перед ним закрыты.

Нынешний саудовский король Салман бин Абдуль-Азиз совершенно отличается от своего предшественника, короля Абдаллы. Его отношения с государством Катар и бывшим эмиром Хамадом бин Халифа всегда были очень напряженными. В 1996 Салман был одним из главных спонсорв контр-путча против шейха Хамада. Салман хочет, чтобы его правление запомнили как “эру твердости”. Именно поэтому он принимает жесткие решения, несмотря на сопротивление его оппонентов из королевской семьи – такие решения, как о начале войны в Йемене.

Король Абдалла при разрешении конфликтов действовал как арабский шейх, как племенной шейх – и предпочитая взаимоприемлемые решения конфронтации. Это не означало, что он не был строг. В 2014 году, после взаимного отзыва послов, эмир Катара шейх Тамим был вынужден подписать письмо, в котором он обещал депортировать “Братьев-Мусульман”, прекратить их финансовую и медийную поддержку, изгнать из Дохи “американский исследовательский институт”, и подготовиться к примирению с египетским режимом.

Для короля Салмана и ОАЭ соломинкой, которая сломала спину верблюда, стал визит Мухаммеда бин Абдуль-Рахмана а-Тани – министра иностранных дел Катара в Багдад – в тот же день, когда президент Трамп завершил свой визит в Эр-Рияд. В Багдаде шейх Мухаммед встретился командующим Сил аль-Кудс корпуса стражей исламской революции Ирана генералом Касимом Сулеймани. До сего дня Катар официально не опроверг факта этой встречи. Эта встреча была расценена как попытка отмежеваться от объявленной Эр-Риядом “войны с террором” и мобилизации всех сил против Ирана, в качестве основного спонсора террора. Катар также должен был выполнить те условия, которые поставили перед всеми участниками декларация Исламского Саммита в Рияде. Вместо этого эмир Катара 27 мая позвонили иранскому президенту Хасану Рухани и поздравил его с Рамаданом. С точки зрения наблюдателей в странах Залива это – явная демонстрация переориентации Катара на Иран.


Переориентация должна выразиться в продолжении поддержки “Братьев-Мусульман”, укреплении отношений с Ираном, признании “Хизбаллы” и ХАМАСа национально-освободительными движениями – и дальнейшему разжиганию пламени сектансткой войны.

В Катаре удивляются лицемерию Саудов, поддерживающих йеменский отросток “Братства” – движение Ислах, но противостоящих ”Братьям-Мусульманам” в Египте и ХАМАСу в Палестине. Ислах в Йемене – с правильной стороны баррикад, воюет за “легитимное” правительство Хади – но подобный ответ, конечно же не удовлетворяет Катар.

Катар не подчиняется требованиям Саудии – а значит и Америки. У Катара есть свои козыри в этой игре – турецкая военная база в районе Дохи. По официальным данным на ней – всего 300 турецких солдат, но некоторые говорят, что там их уже больше тысячи. Хуже того, Катар угрожает в случае, если его загонят в угол, передать громадный комплекс военной базы аль-Удейда в распоряжение русских. Удейда является крупнейшей военной базой и центром логистики Америки во всем ближневосточной регионе. На ней служат более 10 тысяч американских солдат.

Статья в Al-Riyadh является ни чем иным, как объявлением войны, она поднимает эскалацию на самый высокий уровень. Войны обычно начинаются с угроз и импровизаций в медиа и затем начинают говорить на языке танков, самолетов и ракет.

Только что закончившийся визит в Рияд шейха Мухаммеда бин Зайяда, наследного принца ОАЭ и заместителя главнокомандующего вооруженными силами Эмиратов, близкого друга министра обороны Саудовской Аравии принца Мухаммеда бин Салмана, может стать сигналом о переходе к этой второй фазе. Сообщения в прессе о том, что принцы обсуждали Йемен могут оказаться не более, чем прикрытием.

Шейха Мухаммеда бин Зайяда описывают как “молчаливого человека” и важнейшего союзника американцев в Заливе. В ОАЭ нет никаких симпатий к Катару. В 1996 контр-путч – против отца нынешнего правителя, Хамада бин Халифы, годом ранее свергшего с трона собственного отца, планировался в Эмиратах.

Мобилизация Саудов и ОАЭ против Катара вступила в завершающую фазу. У Катара есть только один выбор – капитулировать. С учетом того, что кризисный штаб в Катаре возглавляет отец шейха Тамима, Хамад бин Халифа, который еще в 1992 поклялся умереть, но не сдаваться, шансов на капитуляцию нет. Все говорит о том, что дело идет к наихудшей их возможных развязок – с учетом кампании клеветы и подстрекательства с обеих сторон.

По материалам: Al-Rai al-Youm

http://postskriptum.org/