В Украине существует разветвленная система цифровой пропаганды, которая действует в соцмедиа и включает системы сбора больших объемов данных и инструменты манипулирования общественным мнением.
О таком говорится в исследовании Оксфордского проекта по алгоритмам, пропаганде и цифровой политике, результаты которого были объявлены в рамках конференции, проведенной Национальным демократическим институтом США по случаю недели противодействия дезинформации.
«Замечательное исследование того, как пропаганда и гибридная война угрожают демократии: социальные медиа и боты», — отметил в Twitter директор правительственных отношений Национального демократического института США.
Исследователи обнаружили как действуют боты во внутренней политике и медиа-среде девяти стран, включая Украину, и привели примеры типовых информационных кампаний.
У нас цифровая пропаганда используется для дискредитации оппонентов во внутриполитической борьбе, манипулирования общественным мнением в интересах различных бизнесов и политических групп. Внутренний рынок для цифровой пропаганды он-лайн в Украине достаточно разветвленный, но, в основном, скрытый.
«В то же время, Украина страдает от пропаганды, которую распространяет Россия. В Украине все еще многие используют ненастоящие аккаунты, которые поддерживаются вручную, потому что они достаточно дешевые. Автоматические политические боты приобретают популярность с развитием технологий», — говорится в исследовании.
Политические боты, алгоритмы, действующие в социальных медиа, написаны так, чтобы копировать реальных людей и манипулировать общественным мнением, могут действовать во всех социальных медиа в Украине. Разница только в затратах и популярности сервисов, утверждают исследователи. Легче всего и дешевле всего использовать ботов было в VK, так как эта сеть имеет слабое регулирование безопасности и позволяет массовую регистрацию новых пользователей. Второе место принадлежит Twitter, который не очень эффективно борется с подозрительной деятельностью. Исследователи оценили, что около 15% всех пользователей Twitter на самом деле являются ботами.
Как пример внешней компьютерной пропаганды авторы исследования напоминают медиа активность в ответ на катастрофу малайзийского Боинга MH17, которая произошла на неподконтрольных территориях Донбасса 17 июля 2014 года и унесла жизни 298 людей.
«Вокруг катастрофы сразу возникло много теорий заговоров, как, например, заявление, что Боинг сбил военный самолет. Эта теория сперва появилась на Twitter так называемого испанского диспетчера из Борисполя. Ложную новость о военном самолете сразу подхватили российские СМИ, как RT и TASS, её использовало на пресс-конференции в июле 2014 года Министерство обороны России», — говорится в публикации.
Министерство информационной политики Украины доказало, что этот Twitter был ботом, созданным во время Євромайдана, чтобы распространять антиукраинские лозунги. В сентябре 2016 года совместное международное следствие доказало, что Боинг был сбит из Бука с территории, контролируемой пророссийскими сепаратистами
Правительство Украины уделяет недостаточное внимание борьбе с дезинформацией, отмечают исследователи и советуют привлекать к сотрудничеству украинские компании, которые могли бы отслеживать ботов и ненастоящих участников сетей.