В ходе первого аукциона 15 августа регулятор намерен продать 3-месячные купонные бумаги (КОБР) на 150 млрд рублей. Их доходность будет привязана к ключевой ставке, сообщает регулятор в релизе.
Выпуск облигаций дополнит инструментарий ЦБ по изъятию рублей из банковской системы, отмечает аналитик Промсвязьбанка Михаил Поддубский. С августа 2016 года для этих целей центробанк раз в неделю проводит депозитные аукционы, объем которых колеблется от 76 до 870 млрд рублей.
Август традиционно сложный месяц для рубля, объясняет экономист Nordea Bank Татьяна Евдокимова: платежный баланс отрицательный, нерезиденты скупают доллары для конвертации дивидендов. Кроме того, «неудачно» накладывается обострение отношений с Западом.
За последний месяц нефть Brent подорожала на 18%, рубль же смог отыграть всего 85 копеек у доллара, оставшись около отметки 60. Против евро он и вовсе подешевел на 3,4 рубля, впервые за 8 месяцев пробив отметку 71 рубль за евро.
Фактически в обмен на отказ банков от скупки валюты ЦБ предлагает им бесплатную прибыль в рублях, которую оплачивает за счет денежной эмиссии: проценты про привлеченным деньгам (как на депозиты, так и в облигации) регулятор гасит с помощью «печатного станка», говорит главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников.
По сути ЦБ пытается нивелировать последствия своей же эмиссионной политики, изымая избыток рублей, «напечатанных» для бюджета, напоминает Матовников.
«Когда мы финансируем бюджетный дефицит за счет продажи Резервного фонда, это означает эмиссию: валюта на счете Минфина в ЦБ продается самому ЦБ, который зачисляет на счет Минфина эмиссионные рубли, а валюта остается в ЗВР», — объясняет он.
За два года такой политики ЦБ напечатал для казны почти 4 триллиона рублей; еще около 1 триллиона рублей «печатный станок» дал Агентству по страхованию вкладов для закрытия «дыр» в лопнувших банках; в 2017-м году запланирована эмиссия еще 1,1 триллиона рублей в рамках операций с остатками Резервного фонда.
Пока печатный станок ЦБ пока «отдыхает» — Резервный фонд за январь-июль остается нетронутым, и строго говоря, острой необходимости в размещении облигаций сейчас нет, говорит аналитик ФК «Уралсиб» Ирина Лебедева.
Запуск бумаг, — это, возможно, «косвенное свидетельство того, что Банк России ожидает роста расходов федерального бюджета в ближайшее время, и Минфин начнет тратить средства суверенных фондов на покрытие дефицита», добавляет она.
Минусом операций ЦБ по стерилизации рублевой массы является то, что в конечном итоге они лишь увеличивают избыток рублей, отмечает Матовников.
«Если ЦБ дорого привлекает средства банков, он платит по ним проценты — а это тоже эмиссия, придется стерилизовать и процентные платежи, а у самого ЦБ будут расти процентные расходы», — добавляет он.