Ежегодная сумма доходов 144 млн граждан РФ составляет около 50 триллионов рублей (оценка РАНХиГС). Таким образом, в денежном выражении население чуть больше чем за 2,5 года потеряло сумму, равную 9,6 триллиона рублей, или 11% годового ВВП страны.
Спад доходов продолжается, несмотря на статистику, которая отчитывается об экономическом росте и увеличении объемов промпроизводства, констатирует ВШЭ. В начале 2017 года российская экономика, по оценке правительства, ускорилась максимально за 5 лет: в отдельные месяцы ее рост превышал 3%. Несмотря на это, население России за полгода обеднело еще на 1,4%.
В номинальном выражении доходы даже растут, но инфляция сжигает деньги быстрее, чем они поступают: за время кризиса цены на продукты в среднем выросли на 28,7%, на непродовольственные товары — на 26,2%.
В результате почти три четверти (72%) россиян перешли в режим экономии, приводит ВШЭ данные проведенного в мае опроса. «Затягивание поясов» обрушило розничную торговлю: на еду люди тратят на 19,6% меньше, чем до 2014 года, а расходы на непроводольственные товары пришлось урезать на 19,2%.
37% россиян перешли на более дешевые продукты питания, 32% были вынуждены отказаться от некоторых товаров в принципе.
Средняя по стране зарплата оценивается Росстатом в 40 тысяч рублей, но на деле большинство получают существенно меньше: итоговый показатель искажают данные по узкой прослойке с высокими доходами. Так, у 55% населения зарплата не превышает 25 тысяч рублей, у каждого третьего — она меньше 15 тысяч, а около 5 млн человек зарабатывают лишь МРОТ, составляющий 7,5 тысяч рублей.
В результате больше трети населения (38%) жалуются на отсутствие денег даже на самое необходимое, отмечает ВШЭ: 9% респондентов, принявших участие в исследовании, заявили, что им не хватает на еду, 28% не могут купить себе одежду.
Эта группа — бедные по субъективных возможностям — за время кризиса стала больше в 1,3 раза. Причем доля таких россиян практически не падает: по сравнению пиковыми значениями 2016 года она уменьшилась всего на 3 процентных пункта.
Хуже всего обстоят дела в сельской местности, где 44% населения говорит о нехватке денег на питание и одежду. Среди пенсионеров таких и вовсе большинство — 54%. Кроме того, каждый четвертый на пенсии сообщил о нехватке денег на лекарства.
Страдают и многодетные семьи: в этой группе 9% не могут покупать еду, а 41% — одежду, каждая вторая такая семья (более двух детей) столкнулась со сложностями при внесении платежей по ЖКХ, и кредитам.
Ситуацию усугубляет вялотекущий кризис на рынке труда, который скрывается за рекордно низким показателем безработицы.
По данным ВШЭ, каждая пятая семья столкнулась со снижением зарплаты, 21% — с ее задержками. В каждой десятой семьей по крайней мере один человек потерял работу. В 6% семей сообщили, что их перевели в вынужденный отпуск или на неполную рабочую неделю.
При этом надежды на помощь со стороны государства у населения нет, выяснили в ВШЭ: на поддержку от властей в случае кризиса рассчитывают лишь 4% респондентов. 28% ждут помощи от родственников и друзей.
Большинство — 42% — считают, что обратиться им в принципе не к кому.