Средний чек конверсионной операции увеличился в среднем на 20% и превысил, которые традиционно наблюдаются в летний отпускной сезон, сообщили «Известиям» представили пяти крупных банков.
«В ВТБ 24 спрос на доллары и евро со стороны физлиц вырос за последние две недели по сравнению с обычными значениями на 20%», — сообщил «Известиям» глава казначейства банка Павел Пшеницын.
В Бинбанке наблюдают рост спроса на валюту с начала июля, рассказывает руководитель центра конверсионных операций банка Станислав Макаров. Граждане начали избавляться от рубля после того, как он пережил первую волну падения, за две недели потеряв 7,5% к доллару и почти 9% к евро.
В прошлом месяце среднедневной оборот наличности вырос по сравнению с предыдущим месяцем почти на 10%, а к началу августа рост достиг 20%, говорит Макаров.
Аналогичный скачок спроса зафиксировали в СМП-банке и банке «Русский стандарт».
Россияне действуют, как и в предыдущие годы, отмечает службы разработки стратегии СМП-банка Анатолий Салтыков: пока курсы инвалют падают, интерес к ним невелик; когда же рубль начинает обесцениваться, люди спешат в обменники, и чем дороже доллар и евро, тем больше их в итоге покупают.
Рубль укреплялся практически без остановок с января 2016 года, прибавив более 20% и установив почти 2-летние максимумы в апреле — 55,71 за доллар и 59,46 за евро. С тех пор курс американской валюты вырос на 4,7 рубля, а европейской — почти на 12 рублей. На 11.43 мск пятницы сделки на МосБирже с расчетом завтра проходят по 60,33 рубля за доллар и 71,6875 рубля за евро.
Пока рубль рос, на рынке накопился отложенный спрос на валюту, и, судя по всему, летний провал стала триггером к его реализации, говорит директор департамента операций на финрынках «Русского стандарта» Максим Тимошенко.
«Рубль впитывает преимущественно негативные драйверы и практически не реагирует на позитивные», — констатирует аналитик Промсвязьбанка Михаил Поддубский: почти 15-процетный рост цен на нефть, состоявшийся в последние полтора месяца, никак не помог российскому валютному рынку.
Слабость рубля — это результат дыры в платежном балансе, говорит Поддубский: во втором квартале дефицит текущего счета составил 0,3 млрд долларов, а в третьем — увеличится.
«Медвежьих» факторов в отношении курса рубля сейчас много. Помимо новых санкций и угрозы их расширения на российские гособлигаций с последующим бегством капитала из РФ, на курс давят «ожидания девальвации у части населения», говорит директор аналитического департамента ГК «Альпари» Александр Разуваев. Не помогает и политика Минфина, которые с февраля скупает валюту, бросая дополнительные нефтегазовые доходы на то, чтобы ограничить рубль в росте вместо того, чтобы проиндексировать пенсии и зарплаты в государственном секторе, говорит Разуваев.
Экономика не зарабатывает достаточно валюты, чтобы оправдать рост импорта более чем на 30%, который фиксирует статистика, — исходя из баланса валютных потоков справедливый курс доллара должен составлять 65-67 рублей, говорит главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Пока покрывать дефицит валютных доходов помогал спекулятивный капитал — он шел в Россию за высокой доходностью по рублевым облигациям, которую поддерживал своей жесткой денежной политикой ЦБ. Однако санкции способны осушить этот канал вне зависимости от того, насколько высока ставка центробанка, предупреждает Орлова.