До президентских выборов в РФ осталось совсем немного, и Путину срочно нужна маленькая победоносная война, или же захват новых территорий. Раз с Украиной и Сирией не вышло, выбор, похоже, пал на дружественную Беларусь. Вовремя и законодательство соответствующее в Кремле подогнали, и прикрытие для гибридной агрессии нашли, говорится в материале сообщества InformNapalm.
10 августа 2017 года президент Российской Федерации внёс на ратификацию в Государственную Думу подписанный 2 ноября 2016 года Протокол о внесении изменений и дополнения к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь от 3 февраля 2009 г. (законопроект №245943-7). По состоянию на 11 августа указывается, что законопроект всё ещё находится на рассмотрении. Предлагаемые в Протоколе изменения и дополнения фактически дают России карт-бланш на военные действия на территории Беларуси под флагом Единой региональной системы противовоздушной обороны.
Соглашение 2009 года предусматривало создание и определение задач Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь, в частности, в так называемый «угрожаемый период» — промежуток времени, в течение которого возникла и сохраняется угроза вооружённого нападения на одну из Сторон в регионе (подчёркнуто InformNapalm). Соглашение вступило в силу в марте 2012 года.
Протокол о внесении изменений и дополнений в указанное Соглашение был подписан в Минске 2 ноября 2016 года во время заседания совместной Коллегии министерств обороны России и Беларуси. Тогда же были приняты другие важные решения в сфере безопасности так называемого Союзного государства РФ и РБ. Александр Лукашенко утвердил Протокол своим указом от 10 марта 2017 г.
Протоколом предусмотрено изменение терминологии. В частности, вместо бывших Военно-воздушных сил ВС РФ предлагается упоминать Воздушно-космические. Это отражает реальные изменения видовой структуры ВС РФ в 2015 году и не представляет для нас особого интереса.
Гораздо важнее предложение заменить понятие «угрожаемый период» на «период непосредственной угрозы агрессии», который определяется как «период обострения военно-политической обстановки, в течение которого возникла и сохраняется угроза агрессии против одной из Сторон в регионе со стороны какого-либо государства или группы государств» (подчёркнуто InformNapalm).
Новая редакция понятия временнóго фактора осуществления угрозы значительно расширяет возможности для полномасштабного развёртывания сил так называемой Единой региональной системы ПВО, а по существу группировки ВКС РФ на территории Беларуси.
Во-первых, для этого уже не требуется угрозы вооружённого нападения, а достаточно лишь возникновения и сохранения угрозы агрессии. По сути, любое из подразделений Вооружённых сил Украины, дислоцирующееся вдоль границы с Россией и Беларусью, может рассматриваться как фактор потенциальной угрозы агрессии.
Во-вторых, под этой неопределённой угрозой может подразумеваться всё что угодно, начиная от заявлений отдельных лидеров политических сил и до создания военных баз НATO на территории Украины.
В-третьих, «период обострения военно-политической обстановки» при желании можно начинать отсчитывать от момента начала оккупации Крыма или войны на Донбассе. Ведь эта и впрямь обострённая обстановка имеет место в Украине, протяжённость границы с которой у Беларуси составляет более 1 тыс. километров.
В этой связи следует особо отметить, что на территории Беларуси в период с 8 декабря 2013 года (Майдан) и вплоть до 7 сентября 2014-го (подписание первого Минского соглашения касательно Донбасса) находился ограниченный контингент ВКС РФ, который базировался на беларуских авиабазах в Барановичах и Бобруйске.
Также следует обратить внимание на предусмотренные Протоколом изменения в Положении об Единой региональной системе противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь.
В действующем Положении значится, что уполномоченные органы Сторон совместно с командующим Единой региональной системы организуют взаимодействие «между Военно-воздушными силами и войсками (силами) противовоздушной обороны Балтийского флота, объединениями Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Российской Федерации, Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооружённых сил Республики Беларусь» (подчеркнуто нами).
В новой редакции это взаимодействие уже осуществляется «между Воздушно-космическими силами Вооружённых сил Российской Федерации, Западным военным округом, объединениями Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Российской Федерации, Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооружённых сил Республики Беларусь» (подчеркнуто InformNapalm).
Появление в этом контексте ЗВО ВС РФ (примыкающего к границам Беларуси и Украины) может свидетельствовать о желании расширить военный инструментарий на случай «обострения военно-политической обстановки».
Напомним, что Россия проводит переброску ударных бронетанковых групп к своим западным границам в преддверии совместного стратегического учения «Запад – 2017». Манёвры будут проходить 14–20 сентября, в том числе на территории Беларуси.
Руководству Республики Беларусь стоит задуматься о перспективах «военного сотрудничества» с политическим режимом, обозлённым международными санкциями и потому остро нуждающимся в «маленьких победоносных войнах». Возможно, прямо сейчас очередной славянской стране (либо отдельной её части) тщательно и методично готовят «возвращение в родную гавань». Мало приятного сулит и потенциальное втягивание Беларуси в конфликт РФ с Украиной.
В этой связи примечательно, что уже целый месяц остаётся вакантной должность командующего ВВС и войсками ПВО Беларуси. Занимавший этот пост на протяжении последних 5 лет генерал-майор Олег Двигалев 18 июля был назначен председателем Государственного военно-промышленного комитета Беларуси. Имя бывшего командующего фигурирует в материале о потенциальных агентах влияния РФ в Беларуси. Можно предположить, что снятие с должности Двигалева и столь долгое неназначение преемника свидетельствует о попытке Минска тихо саботировать «сотрудничество», превращающее Беларусь в заложницу внешнеполитических авантюр Кремля.
Leave a Reply