(Рейтер) — Новые санкции США заставили российскую бизнес-элиту признать, что избрание Дональда Трампа президентом не приведет к росту иностранных инвестиций.
Несколько месяцев назад некоторые инвесторы говорили о готовности рассматривать возможность новых сделок с российскими компаниями, если они увидят признаки улучшения отношений между США и Россией и ослабления ограничений на бизнес в РФ.
Однако последние санкции, одобренные Трампом 2 августа, включают новые меры и кодифицируют шесть указов, подписанных бывшим президентом США Бараком Обамой, с тем, чтобы Трампу было сложнее их отменить.
Для деловых кругов Москвы основной смысл новых санкций — в сообщении, которое они несут: перспективы скорого смягчения позиции США по отношению к России отсутствуют.
«Россия сталкивается с кодификацией санкций, а значит, снять их будет крайне трудно и они, вероятно, останутся в силе еще очень долгое время», — сказал Тим Эш, стратег-аналитик Bluebay Asset Management.
«Сам факт, что США и западные правительства… сочли нужным наложить санкции на Россию, посылает как минимум «желтый» сигнал западным компаниям: будьте осторожны в отношениях с Россией».
После аннексии Москвой украинского Крыма в 2014 году США ввели в отношении России финансовые ограничения и ограничения на поездки.
Закон, подписанный Трампом, позволяет Конгрессу блокировать любые попытки президента смягчить или снять существующие санкции, ужесточает некоторые действующие ограничения и вводит новые в ряде секторов.
Топ-менеджеры российских банков и энергетических компаний, которые стали основными мишенями для санкций США, сказали Рейтер, что их подразделения нормативно-правового контроля продолжают анализировать новый закон, чтобы понять его практическое воздействие.
Однако посыл, касающийся срока действия санкций, ясен.
«Это, очевидно, надолго», — сказал источник в крупной российской нефтяной компании, пожелавший остаться неназванным, поскольку не уполномочен говорить с журналистами.
Международное рейтинговое агентство Moody’s сообщило в клиентской записке, что новые санкции против России, «скорее всего, продолжат сдерживать инвестиции».
Санкции, введенные в 2014 году, непосредственно ограничивают лишь узкий спектр сделок. По словам инвестбанкиров и корпоративных юристов в Москве, наибольший эффект санкций выражается в риске их расширения.
В таких условиях заключенная сегодня сделка, никак не нарушающая санкции, завтра может под них попасть. Если это происходит, инвесторы теряют деньги. Немногие хотят идти на такой риск.
С другой стороны, если инвесторы считают, что санкции как минимум не будут расширены, они с большей уверенностью идут на сделки, даже при условии сохранения действующих ограничений.
ЛЕД НЕ ТРОНУЛСЯ
Победа Трампа на президентских выборах в США навела многих участников российского бизнес-сообщества на мысль о том, что худшее в ситуации с санкциями — позади.
Приблизительно в это же время власти России вновь взялись за давно запланированную сделку приватизации доли в Совкомфлоте, судоходной госкомпании, в распоряжении которой находятся современные суда и прибыльные контракты в энергосекторе.
Судьба этого проекта отражает значимость новых санкций для настроений инвесторов.
На фоне неопределенности в отношении инвестиционного климата ни один из участников сделки не делал публичные заявления о конкретной дате продажи. Однако два источника на финансовых рынках сказали Рейтер в конце мая, что сделка ожидается в начале июня.
Между тем планы поменялись ввиду ухудшения обстановки на рынке, сказал источник, знакомый с ситуацией, в июне. На той же неделе российский фондовый индекс просел из-за беспокойства о новых санкциях США в отношении Москвы.
Позднее в июне высокопоставленный чиновник российского правительства сказал Рейтер, что сделка еще может состояться, возможно, уже в июле. Однако после введения новых санкций комментарии Москвы стали осторожнее, хотя чиновники отказываются говорить, повлияют ли новые ограничения на решение властей о сроках сделки.
«Понятно, что ужесточение со стороны США санкционного режима вряд ли способствует повышению в данный момент инвестиционной привлекательности этого актива на международных финансовых рынках», — сказал глава Минтранса Максим Соколов, отвечая на вопрос о приватизации Совкомфлота на следующий день после того, как Трамп утвердил законопроект.
Экономист Антон Табах назвал главной проблемой, которую новые санкции представляют для российских инвестиций, рост неопределенности в отношении дальнейших перспектив.
Новый пакет санкций «гарантирует, что риск расширения санкций теперь сохранится очень надолго», написал он в комментарии на сайте Московского центра Карнеги.
Новые санкции вряд ли обернутся для России кризисом в ближайшей перспективе. Деловые круги и власти адаптировались к жизни в условиях низкого потока инвестиций, а у Центробанка есть механизмы для поддержания макроэкономической стабильности.
В долгосрочной перспективе низкий уровень иностранных инвестиций может лишить российскую экономику нескольких процентных пунктов роста, считают экономисты. ВВП России сократился в 2015 и 2016 году и, как ожидает Центробанк, вырастет в 2017 году на 1,5-1,8 процента.
Это значительно ниже среднегодового роста примерно на 7 процентов, ставшего одним из факторов высокого рейтинга российского лидера Владимира Путина в ранние годы его президентства.
Объяснить, почему так произошло, будет для Путина одной из нелегких задач, если он, как ожидает большинство россиян, решит участвовать в президентских выборах 2018 года.