В этих условиях «цены на активы растут, волатильность остается приглушенной на широком спектре рынков», а спреды доходностей между высоко- и низкорискованными облигациями продолжают сжиматься.
Фондовые индексы в США в августе установили исторические максимумы. В результате риски от оценки активов, который в апреле ФРС считала «заметными», теперь оцениваются как «повышенные».
В ответ уже «на предстоящем заседании» Федрезерв объявит о начале операций по сокращению баланса — большинство членов комитета по открытым рынкам выступают за такой шаг, а некоторые предлагали пойти на него еще в июле, говорится в протоклах.
«Смягчение денежных условий <…> требует более жесткой политики», объясняет ФРС: долларовая ликвидность, которая обильно текла на рынки после кризиса 2008 года, поднимая индексы акций и рынок долга, теперь будет изыматься из системы и по сути уничтожаться.
На старте ФРС планирует «сжигать» по 10 млрд долларов в месяц, а затем увеличит объем до 50 млрд.
Результатом этих действий станет рост курса доллара на мировых рынках со всеми вытекающими последствиями, предупреждает аналитик ВТБ24 Алексей Михеев. Евро, по его прогнозу, упадет до 1 доллара к концу года, рубль может ослабеть до 67 за доллар.
Предыдущий скачок доллара был в конце 2014 года и сопровождался обвалом цен на нефть, напоминает Михеев, добавляя, что такой же сценарий может повториться.
«ФРС не заинтересована в обвале, им нужно лишь аккуратно сдуть фондовый пузырь», — говорит стратегический советник Pacific Investment Managemen Ричард Клари. Впрочем, добавляет он, залитая в рынок сумма — 3,5 трлн долларов — не имеет исторических прецедентов, а последствия изъятия столь масштабных стимулов на данный момент предсказать невозможно. «ФРС открывает ящик Пандоры».
В первую очередь от долларового пылесоса ФРС пострадают развивающиеся рынки — для них сокращение баланса куда опаснее, чем повышение ставок, показало исследование Института международных финансов (IIF).
Каждый доллар, изъятый ФРС, уменьшает приток капитала в развивающиеся страны на 10 центов, говорит старший директор IIF Соня Гиббс.
По прогнозу JP Morgan, за три года Федрезерв может сократить баланс на 2,2 трлн долларов, что, исходя из модели IIF, приведет к оттоку капитала с рынков EM на 220 млрд долларов.