Эти деньги можно считать непубличными резервами России, говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Они являются по сути «подушкой безопасности» для рубля и финансовой системы: когда приток валюты падает, банки имеют возможность ввозить в страну капитал, покрывая потребность экономики в долларах.
По сравнению с началом года эти запасы сократились более чем в 7 раз, а с начала кризиса — в 26 раз.
В 2015 году в «валютной кубышке» было больше 40 млрд долларов. Когда нефть рухнула до 27 долларов за баррель, из нее изъяли около 20 млрд; год назад, накануне выборов в Думу — еще около 15 млрд.
В этом году прожигание резервов возобновилось летом, когда платежный баланс стал дефицитным, следует из статистики ЦБ: из-за спроса на импорт, выплаты дивидендов зарубежным акционерам и сезона отпусков за июнь-июль экономика потеряла на 5,3 млрд долларов больше, чем заработала.
Формально разрыв покрывался притоком частного капитала, но судя по статистике, это были не прямые иностранные инвестиции, а вынужденный ввоз валюты, говорит Порывай.
По его словам, оставшийся у банков запас будет полностью исчерпан в августе-сентябре, когда крупнейшим компаниям придется погасить 2 млрд долларов внешнего долга.
Признаки дефицита долларов на рынке появились на прошлой неделе, отмечают аналитики Сбербанк CIB: некоторые банки берут в ЦБ рубли под 10% годовых, а затем конвертируют их в валюту через операции своп.
Одновременно растет спрос на валютные кредиты от ЦБ — лимиты долларового репо выбираются полностью; неделю назад банки впервые за полгода взяли 1 млрд долларов на депозиты от Минфина. «Итоги аукциона можно рассматривать в качестве индикатора наличия дефицита валютной ликвидности у крупнейших игроков», — говорит аналитик ФК «Уралсиб» Ирина Лебедева.
Рубль демонстрирует стойкость, благодаря притоку спекулятивного капитала от нерезидентов в операции carry-trade, но это не будет продолжаться долго, говорит начальник отдела брокерских операций РосЕвроБанка. Осенью ФРС США начнет сокращение баланса, которое приведет к изъятию долларовой ликвидности из финансовой системы, а Европейский центробанк сократит программу выкупа, снабжавшую банки бесплатными ресурсами для инвестиций.
«В среднесрочной перспективе рубль будет демонстрировать слабость», — предупреждает Волков: осенью доллар может подняться до 64 рублей.
«Осенью ситуация может стать существенно хуже. Ведущий поставщик валютной ликвидности, Роснефть, в рамках завершения сделки по покупке доли в индийской Essar Oil, по разным оценкам, не только вывела около 10 млрд долларов их страны, но и планирует поддерживать экономику Венесуэлы, что в совокупности с финансовыми проблемами компании может существенно ослабить поддержку нацвалюты», — говорит аналитик eToro Михаил Мащенко.
В декабре предстоит рекордный за 2 года пик погашений внешнего долга — на 17,2 млрд долларов, напоминает Порывай. Истощение валютных резервов у банков поднимет приведет к удорожанию валютной ликвидности на рынке и ослабит рубль, предупреждает он: рублевая цена нефти поднимется до 3300 рублей за баррель. Это означает курс в 66 рублей за доллар при нефти по 50 и почти 80 рублей при ее падении до 40.